Мы в социальных сетях
Связаться с нами

Современные российские режиссёры – кого смотреть?

Современное российское кино стремительно развивается, но как не потерять по-настоящему достойные отечественные фильмы в нескончаемом потоке контента? Редакция «Кино.Триколор» подготовила для вас коротенький путеводитель по российскому кино. Вы не найдёте в списке имена едва появившихся на киноолимпе звёзд, зато мы расскажем про давних его обитателей. Итак, перед вами галерея российских режиссёров в десяти рекомендациях.

«Кино про Алексеева», реж. Михаил Сегал

Кадр из к/ф «Кино про Алексеева»

Михаил Сегал – один из тех редких российских режиссёров, кому удаётся балансировать на границе кино авторского и зрительского. Он регулярно представляет свои фильмы на «Кинотавре» и даже время от времени удостаивается на нём наград. В то же время его картины не исчезают в небытии, как, увы, происходит с многими «детьми» российских кинофестивалей. Последняя его провокационная лента о порно «Глубже!» собрала очень приличные по меркам отечественного кино 72 млн руб. Однако сегодня хотелось бы вспомнить более раннюю его работу, «Кино про Алексеева».

Фильм-игра, байопик о человеке, которого никогда не было, но который вполне мог существовать и которого окружали личности реальные и выдающиеся. Главного героя, Николая Алексеева, сыграли в разном возрасте Александр Збруев и Алексей Капитонов. Оба они воссоздают образ противоречивый, но до крайности любопытный. Их Алексеев весел, лёгок на подъём и даже, кажется, интеллигентен, однако никто лучше него самого не сможет испортить о себе впечатление. За время своей насыщенной жизни Алексеев успел повстречать Тарковского, отпраздновать полёт Гагарина в космос, попасть в КГБ, попытаться обставить на его поле Калашникова и выступить на грандиозном слёте бардов.


«Изображая жертву», реж. Кирилл Серебренников

Кадр из к/ф «Изображая жертву»

Режиссёр театра и кино Кирилл Серебренников хорошо известен не только в России, но и за её пределами: три его фильма были показаны в рамках Каннского кинофестиваля, ещё один – на Венецианском. Сейчас в кинотеатрах ещё можно поймать его «Петровых в гриппе», экранизацию книги Алексея Сальникова, но до сих пор любимой для многих остаётся его чёрная комедия 2006 года «Изображая жертву», снятая по одноимённой пьесе братьев Пресняковых.

Валя (Юрий Чурсин) – выпускник московского университета, живущий вместе с мамой и не имеющий особых амбиций. Закончив учиться, он страивается на работу в милицию, где раз за разом изображает жертву во время следственных экспериментов. И хотя сам процесс расследования обычно представляет из себя фарс с предрешённым результатом, Валя с интересом узнаёт о причинах и подробностях множества убийств. Одно из таких, как он подозревает, произошло в его собственной семье.


«Салют-7», реж. Клим Шипенко

Кадр из к/ф «Салют-7»

Клим Шипенко – создатель не только кассово успешных, но и активно обсуждаемых картин «Холоп» и «Текст». Сейчас расписание режиссёра, который, как оказалось, понимает, как делать зрительское кино в России, забито до отказа. Весной должен выйти его разрекламированный фильм о Есенине с Петровым в главной роли, а прямо сейчас Шипенко и вовсе улетел в космос снимать фильм «Вызов» на МКС. А кому ещё доверить такой проект, как не автору народных хитов и создателю космической драмы «Салют-7»?

Действие картины 2017 года разворачивается в 80-е, в Советском Союзе и в недружелюбной черноте космического пространства. Когда орбитальная станция теряет управление, советское руководство для предотвращения возможной катастрофы отправляет двоих опытных космонавтов (Владимир Вдовиченков и Павел Деревянко) для решения проблемы. Им предстоит преодолеть множество технических и бюрократических трудностей, а также постараться выжить и вернуться домой.


«Край», реж. Алексей Учитель

Кадр из к/ф «Край»

В последние годы скандалы вокруг имени Алексея Учителя звучат громче, чем его режиссёрское слово: то христианские активисты недовольны «Матильдой», то родственники Виктора Цоя фильмом о тот самом водителе автобуса. Однако хотелось бы напомнить, что именно Учитель остаётся автором таким выдающихся картин, как «Дневник его жены», «Космос как предчувствие» и «Прогулка». Многими любима и его более поздняя драматическая лента «Край» об особом пути России.

Край – это название посёлка, куда в августе 1945 года с войны возвращается уже бывший танкист и заодно бывший паровозный машинист Игнат (Владимир Машков). Его жизнь начинает потихоньку налаживаться, он находит в посёлке себе место и сходится с девушкой по имени Софья (Юлия Пересильд). Но однажды Игнат узнаёт от местного спекулянта о забытом паровозе, стоящем на острове за разрушенным мостом. Отправившись на указанный таёжный остров, он и правда находит там паровоз, а в нём – одичавшую немку Эльзу (Аньорка Штрехель), прожившую здесь все военные годы. Обратно в Край Игнат решает вернуться вместе с паровозом и с новой знакомой.


«Большой», реж. Валерий Тодоровский

Кадр из к/ф «Большой»

Именитый постановщик Валерий Тодоровский начал свой режиссёрский путь в начале 90-х, с тех пор стабильно выпуская по картине раз в несколько лет. Помимо значимых полнометражных работ вроде «Страны глухих» и «Стиляг» он успел поработать над, наверное, самым известным российским сериалом о советских временах, над «Оттепелью». А в 2017 году постановщик выпустил драму «Большой» о закулисной жизни театра.

В казахстанском Шахтинске бывший солист балета Потоцкий (Александр Домогаров) замечает талантливую девочку Юлю Ольшанскую (Маргарита Симонова). У юного дарования сложный характер и несколько приводов в милицию, но и сам Потоцкий не ангел. С разрешения её родителей он учит девочку азам хореографии и везёт в Москву в балетную академию. Так неожиданно для неё самой начинается долгий и тернистый путь героини на балетную сцену. Учить танцевать её берётся не менее своенравная женщина Галина Белецкая (Алиса Фрейндлих), но учиться дружить, любить и успевать жить за пределами танцевального класса Юле придётся самостоятельно.


«Русский бунт», реж. Александр Прошкин

Кадр из к/ф «Русский бунт»

Советский и российский кинорежиссёр Александр Прошкин в 1975 году снял один из первых в Союзе сериалов «Ольга Сергеевна» по повести Эдварда Радзинского «Воспоминания…», в 80-е выпустил два историко-биографических проекта о Михаиле Ломоносове и Николае Вавилове, а в нулевые – многосерийную адаптацию «Доктора Живаго» Бориса Пастернака. Но не сериалами едиными: в его фильмографии есть и криминальная драма «Холодное лето пятьдесят третьего…», и картина по сценарию Миндадзе «Трио», и «Русский бунт», основанный на пушкинских «Капитанской дочке» и «Истории Пугачёва».

В центре событий – молодой офицер Пётр Гринёв (Матеуш Даменцкий), прибывший на службу в Белогорскую крепость. Здесь он влюбляется в дочь коменданта крепости Машу (Каролина Грушка), но молодым влюблённым не суждено долго наслаждаться обществом друг друга. Беглый каторжник Емельян Пугачев (Владимир Машков) объявляет себя законным императором Петром III и с поддержкой казаков и беглых крепостных начинает восстание, переросшее в полномасштабную войну. Параллельно с важнейшими историческими событиями разворачивается личная драма Гринёва, его возлюбленной и его противников.


«Точка», реж. Юрий Мороз

Кадр из к/ф «Точка»

Актёр и постановщик Юрий Мороз в последние годы всё чаще выступает в качестве режиссёра полемичных многосерийных проектов. Он работал над одним из сезонов сериала о майоре Черкасове, над «Угрюм-рекой», над 3 сезоном «Содержанок»… В 2006 году он снял картину «Точка» по одноимённой повести Григория Ряжского. Лента была удостоена премии Silver hugo за главные женские роли (Даша Мороз, Виктория Исакова, Анна Уколова) на международном фестивале в Чикаго.

Что за подборка российского кино без проституированных женщин? Вот и мы не смогли без них обойтись. «Точка» – это как раз сплетённые воедино три истории о женщинах, зарабатывающих на продаже собственного тела в Москве начала нулевых. Нина (Дарья Мороз) выросла в неблагополучной семье и своими тяжело добытыми деньгами надеется устроить жизнь младшего брата. Изнасилованная когда-то отчимом Аня (Анна Уколова) пытается обеспечить уже собственную дочь. А Кира (Виктория Исакова) теряет сначала своего возлюбленного, погибающего на войне, а потом и их общего нерождённого ребёнка.


«Брат», реж. Алексей Балабанов

Кадр из к/ф «Брат»

Очень сложно переоценить значимость Алексея Балабанова для всего современного российского кино. Из его «Войны», «Жмурок», «Груза 200», «Морфия» вышли новые люди, новые кинематографисты, до сих пор определяющие его облик. Но самым трудноописываемым феноменом Балабанова стала дилогия фильмов «Брат» с Сергеем Бодровым-младшим в главной роли. Явившийся миру в 1997 году Данила Багров, которого родина научила только убивать и выплюнула в чуждый незнакомый мир, так и остался важнейшим символом того времени.

Действие первой картины разворачивается осенью 1996-ого. Молодой дембель Данила Багров возвращается в родной городок после Первой чеченской войны. Практически сразу, не найдя себе места дома, он отправляется в Санкт-Петербург к старшему брату Виктору (Виктор Сухоруков), который «там большой человек». В Питере, правда, юноше, тоже не то чтобы есть куда податься: вот и бродит по городу, прибиваясь то к музыкантам, то к молодняку, то к люмпену.


«Фортуна», реж. Георгий Данелия

Кадр из к/ф «Фортуна»

Покойный Георгий Данелия по большей части знаменит советским периодом своего творчества: фильмы «Я шагаю по Москве», «Мимино» и «Кин-дза-дза!» не сходили с экранов телевизоров десятилетия. Однако и после распада Союза Данелия успел выпустить несколько картин, которые также заслуживают вашего внимания. Среди них – комедия «Фортуна» о небольшой и неунывающей команде одноимённого сухогруза.

Судёнышко досталось главному герою, Фоме Арчиловичу Каландадзе (Вахтанг Кикабидзе), по счастливой случайности – он выиграл его в казино. Однако он не только азартный мужчина, но и старый морской волк, а потому оперативно собирает небольшую команду из механика Петровича (Алексей Петренко) и юнги Толи (Василий Соколов) и приступает к работе. Прибыль от речного дела, впрочем, не так уж велика, так что Арчилыч находит для экипажа «Фортуны» халтуру: помочь устроить роскошную свадьбу для местного бизнесмена с алыми парусами и свадебным путешествием по Волге.


«Кококо», реж. Авдотья Смирнова

Кадр из к/ф «Кококо»

Перед тем, как решиться на режиссёрский дебют, Авдотья Смирнова написала не один успешный сценарий, в том числе для фильмов Андрея Кончаловского, Алексея Учителя и Григория Константинопольского. С середины нулевых Смирнова пишет для собственных картин – и очень в этом преуспела. Недавно на ТВ состоялась премьера её сериала «Вертинский», а мы тем временем вспомним одну из её знаковых работ под названием «Кококо».

Это история очень странной и неочевидной дружбы, начавшейся с нелепой случайности. В одном поезде до Петербурга оказываются скромная и интеллигентная музейная работница Лиза, возвращающаяся домой (Анна Михалкова), и взбалмошная хостес Вика, прибывшая из Екатеринбурга (Яна Троянова). У последней воруют деньги, и Лиза соглашается впустить её к себе – сначала ненадолго, переночевать. Но слишком уж хорошо героини сходятся в быту, несмотря на разность характеров, так что «ночёвка» продлевается на неопределённый срок. Две противоположности под одной крышей, что может пойти не так?

Фото: Новые люди, Кинокомпания CTB, Централ Партнершип, Студия Глобус, Киномост