Паранормальная комедия: «Астрал», ты ли это?
Хороший фильм ужасов не обязательно должен быть оригинальным. Нет, здорово, когда киноделы стараются не только напугать зрителя, но и удивить, увлечь и, конечно, «заставитьзадуматься». Однако как на комедию люди идут, прежде всего, смеяться, так на хорроре они рассчитывают испугаться. С этой задачей (казалось бы) справиться не так уж и сложно: годами, десятилетиями труженики киноиндустрии вырабатывают формулы успеха для драм, мелодрам, комедий и ужасов. Стандарты, по которым создаются картины, которые хоть и не двигают искусство вперёд, не получают кинонаград и не удостаиваются аплодисментов критиков, но не оставляют публику равнодушной. Среди хорроров такими стали, например, «Заклятие» и чуть более ранний «Астрал» (обе картины сняты под руководством Джеймса Вана). Сделанные по классическим лекалам, они воссоздают знакомые локации, знакомых героев и даже знакомые обстоятельства. Но собственное уникальное наполнение этих форм заставляет зрителей бояться, а значит (это же ужасы) и любить эти ленты. «Астрал 4: Последний ключ» можно смело вписывать в учебники как фильм, который повторяет это классическое шаблонное строение и наполняет его таким бредом, что умудряется поломать то, что работало до него не один десяток раз.
Уважаемый Адам Робител («Демоны Деборы Логан») вместе со своей командой как будто даже не старается создать из конструктора фильм. Четвёртый «Астрал» строится на простом скелете:
1. Жутковатая сцена, сразу погружающая в атмосферу фильма, оказывающаяся сном/флэшбэком;
2. Короткая экспозиция для тех, кто не знал/забыл главного(-ых) героя(-ев);
3. Вмешательство новых обстоятельств, завязка;
4. Знакомство с новым местом и героями и первое столкновение с паранормальным;
5. Расследование;
6. Сюжетный поворот и ложная развязка;
7. Второе столкновение с паранормальным, оставляющее протагониста на грани гибели;
8. Помощь нового героя;
9. Кульминационное столкновение;
10. Развязка;
11. Пасхалочка - это же всё-таки приквел.
На этот стандартный, но крепенький скелет сценаристам и прочим ответственным лицам предстояло нарастить ткань повествования: вылепить таких героев, за которых хочется переживать (да, в каждом новом фильме франшизы нужно делать это заново), придумать оригинальный поворот для пункта 6, проследить, чтобы история развивалась плавно и логично, создать по-настоящему страшные моменты, жуткую атмосферу и пугающих духов - вы же фильм ужасов снимаете, Господи!
Давайте же посмотрим, что вместо этого сотворил Робител. С первой же сцены бросается в глаза топорная игра и надуманные диалоги, особенно плохи дети. В какой-то момент думаешь: «Да ладно, они ещё маленькие, научатся... Калкин и Уотсон выросли, талантливых детей в Голливуде найти сложно…» Но погодите, не так давно вышли «Оно» и «Очень странные дела», где юные актёры в центре внимания — и они чертовски хороши! Да зачем далеко ходить, вспомните первую и вторую части «Астрала», где Тай Симпкинс в роли Долтона был более чем убедителен — его было жаль, за него было страшно. В «Последнем ключе» остаётся только слушать странные реплики (кто вообще так разговаривает?), сжимать зубы и надеяться, что дальше лучше.
Но нет. Сюжетный поворот угадывается даже самым невнимательным зрителем, если тот смотрел хоть одну предыдущую часть и представляет, как выглядит этот самый астрал. Старые герои топчутся на месте, новых же представляют так быстро и нелепо, что на них попросту наплевать. Отдельный привет сценаристу, который придумал этот странный посыл, мол, отец много лет избивал и унижал дочь, но это он не сам виноват, а злые духи, папка-то хорооооший. Хотя вообще это очень органично вписалось в логику фильма, потому что при просмотре каждые несколько минут хочется спросить: «Что? Серьёзно?»
Но самое главное — страх. Помните свои впечатления от второй главы? Когда всё вроде понравилось, и ладошки вспотели, но что-то не то? Когда самые жутко загримированные и нарисованные монстры не смогли сравниться с недосказанностью первой части, с полумраком, с тем, что дорисовывает фантазия? Новый фильм начинает было за здравие, играя с тенями и звуковыми эффектами. Одна из двух (!) страшных сцен фильма демонстрирует то ли руку, то ли лапу, зловеще появляющуюся из-за двери (сейчас схватит! вот сейчас!) и медленно её ощупывающую (что?). Однако потом духи и демоны появляются во всей красе и оказываются вполне себе нормальными ребятами, со второго взгляда привыкаешь. Интересно (на самом деле, нет), что ментальное воздействие практически полностью сменилось банальным мордобоем — а какой тогда вообще смысл в этой вашей паранормальности? Да, придумана интересная деталь с пальцами-ключами и «выключением» жертвы, но это довольно слабое утешение, лента уже катится в тартарары.
Но раз герои, сюжет и злодей посредственные, может, хоть атмосфера спасает? И тут снова мимо. Собственно, это и становится самой главной брешью в картине. Это как раз то, из-за чего фильму не хочется прощать вообще ничего, из-за чего он вызывает не печаль, не равнодушие, а злость. Создатели «Последнего ключа», видимо, очень сильно хотели превратить «Астрал» из хоррор-франшизы в плохонький ситком, а потому нафаршировали картину второсортными гэгами — это же так уместно! Спасибо, хоть без закадрового смеха обошлись…
Со своим набором людей и существ, со своей банальнейшей историей, повторяющей всё, что можно было повторить из ранних частей, «Астрал» мог рассчитывать только на саспенс, на постоянное сгущение туч над героями, на атмосферу страха и отчаяния. Вместо этого каждый эпизод, демонстрирующий столкновение со злом, перебивается однообразными шутками Джоша и Такера (и всё это сопровождается умилённым лицом Элис — утютю, мои мальчики). Фильм похож на кардиограмму сердечника: бу, ха-ха, хи-хи, бу, хихик, ууу! Было бы ещё ради чего портить хоррор — юмор откровенно плох, они даже повторяют одну и ту же глупую шутку трижды! Трижды! И знаете, сколько раз она работает? Правильно, нисколько. Из «Последнего ключа» получился унылый хоррор, дурная комедия и невнятная драма — три в одном, как растворимый кофе. Даже в третьей части создатели так не облажались.
Третья глава была такой же пустышкой, но она никак не затрагивала основную историю, а четвёртая вытащила из колоды козырную карту — предысторию Элис — и выбросила её. Это как если бы Disney решили сделать целый фильм про магистра Йоду, а вместо этого склепали бы проходной блокбастер, только со знакомой куклой в главной роли. Так нельзя делать кино, такие бездушные опусы дискредитируют жанр, они ничего после себя не оставляют, кроме недоумения.
Хороши типичные хорроры, спаянные как монстры Франкенштейна из множества давних образов и идей. Те, что словно по волшебству, подчиняясь воле сценаристов и режиссёров, оживают благодаря ладной истории и атмосфере первобытного ужаса. Не того ужаса, что анализируешь и страшишься его аномалии — как безразличие и неотвратимость в «Оно» или неадекватные ценности и приоритеты в «Прочь». Нет, другого ужаса, взывающего к первобытным, простым как булыжник страхам: темнота, смерть, неизвестность... Именно этого мы ждём от приквела прекрасной хоррор-дилогии Джеймса Вана «Астрал», но, увы, его создатели даже не попытались нам это дать.
Фото: Blumhouse Productions
Яна Крисюк