Ещё 10 — 15 лет назад кинематографисты настороженно относились к телеформату, но сегодня большими именами на телевидении уже никого не удивишь. Мартин Скорсезе, Дэвид Линч, Стивен Содерберг — мастодонты кинематографа увидели в сериальном формате возможность делиться своими идеями в полном объёме, без необходимости урезать сюжетные линии и ужимать их в необходимые 1,5 — 2 часа. А стриминг-сервисы вроде Netflix, HBO и Нulu охотно талантливым постановщикам эту возможность (и безграничную творческую свободу) предоставляют.
Среди тех, кто хотел снять кино в сериальном формате, оказались и братья Даффер. И хотя упоминание новичков среди признанных кинематографистов может показаться слишком уж дерзким, после просмотра «Очень странных дел» сомнения в их талантах отпадают. Даже сейчас, в эпоху появления сериалов, конкурирующих за внимание зрителя с кино, «Очень странные дела» выделяется на фоне собратьев и даже уверенно их обгоняет.
Близнецы Даффер выросли в 80-е, расцвет мистического хоррора и приключенческого сай-фай кино, и «Очень странные дела», конечно, грандиозный оммаж этому времени. Мэтт и Росс своего восхищения фильмами Карпентера, Спилберга и книгами Стивена Кинга не скрывают: их творения — ДНК «Очень странных дел». Братья, тем не менее, создавали свой мир, а потому, взяв всё лучшее из «фантастических» 80-х, усовершенствовали его благодаря возможностям современного ТВ и техническим новшествам, доверяя своему чутью, музыкальным пристрастиям, не боясь эклектики жанров и смелых находок. В результате получился манящий, мистический, магнетически притягательный мир «Очень странных дел», напитанный насыщенно-тёмными цветами, наполненный звуками ритмичного синти-попа, мрачного пост-панка и нью-вейв. У каждого из обитающих тут героев — интригующая сюжетная линия, и даже второстепенные персонажи могут оказаться неслучайными гостями этой желанной вечеринки, которая — хочется верить — кончится нескоро. Однако тем, кто уже посмотрел оба сезона «Очень странных дел», наверняка приходится несладко — чем унять ломку в ожидании третьего? «Кино Триколор ТВ» пока предлагает посмотреть фильмы, вдохновившие братьев Даффер, или схожие им по духу.
«Затаившись» (2014), реж. Мэтт Даффер, Росс Даффер
«Затаившись» — оммаж не 80-м, но работам М.Найт Шьямалана: вот уж кто умеет сохранять интригу до самого конца и готов вознаградить внимательного зрителя неожиданной концовкой. Неудивительно, что постапокалиптический хоррор заинтересовал постановщика — Шьямалан предложил братьям поработать над сценарием сериала «Сосны», исполнительным продюсером которого он являлся. И хотя кинодебют в своё время остался без внимания, без него, как признаются Дафферы, не было бы «Очень странных дел», потому что благодаря работе над сериалом они открыли для себя возможности телеформата: «Возможно, раньше мы просто искали не в том месте».
«Оно» (2017), реж. Андрес Мускетти
Компания подростков (шесть парней и одна девчонка) противостоит самому воплощению ужаса, клоуну Пеннивайзу, терроризирующему детей сонного городка Дерри раз в 27 лет. Впрочем, Пеннивайз может принимать любое обличье — проникая в незащищённый детский разум, чуя запах страха, насквозь видя чистые души детей, еще не умеющих притворяться и скрывать свои мысли, Оно превращается в то, что ребёнок боится больше всего на свете. В «Оно» тема искренней дружбы и подростковой невинности соседствует с чудовищной беспощадностью Пеннивайза — создатели не стали жертвовать жуткими натуралистичными сценами ради «удобного» рейтинга (честные 18+). И если первый сезон «Очень странных дел» по сравнению с «Оно» покажется совсем радужным, то второй по тональности и пессимистичным настроениям роман Кинга догоняет. Но, как мы знаем, любому злу можно противостоять, если с тобой сплочённая банда единомышленников.
«Близкие контакты третьей степени» (1977), реж. Стивен Спилберг
В центре сюжета — электрик Рой Нири, ставший свидетелем необычайно ярких вспышек в небе. После череды странных событий Рой начинает верить в то, что всё это — проделки инопланетного разума, но не находит поддержки у жены, считающей, что муж находится на грани помешательства. Зато домохозяйка Джиллиан верит Рою. Да и как не верить, если пришельцы забрали её маленького сына?
«Близкие контакты третьей степени» — научно-фантастическая классика, оказавшая огромное влияние на кинематографистов (в числе которых оказались и братья Даффер). Спилберг впервые предлагает рассматривать пришельцев не как угрозу, но существ с другой планеты, имеющих иной вид и способ общения (как тут не вспомнить недавнее «Прибытие»), у которых могут быть самые разные намерения и, вместо того чтобы их уничтожать, следует попытаться эти намерения разгадать. Иными словами, постановщик предлагает взглянуть на иноземцев глазами любопытствующего ребёнка, а не мнительного взрослого.
Революционным оказалось и визуальное воплощение: «Близкие контакты…» по сей день захватывают дух, и это в век высококачественных спецэффектов! Более того — именно осознание того, что столь масштабная работа сохраняет при этом авторскую задумку, фокусируется не столько на эффектных сценах с НЛО, сколько на личной истории человека, смотрящего на непознанное глазами воодушевлённого мечтателя, делает эту картину живой и настоящей.
«Балбесы» (1985), реж. Ричард Доннер
«Балбесы», если хотите, светлая жизнерадостная версия «Очень странных дел» и альтернативный вариант времяпрепровождения Майка и его друзей, не найди они Обратную сторону с обитающими там монстрами и зловещими тварями — тогда бы им всё равно пришлось что-нибудь придумать. Отмечавшие влияние картины Дафферы пригласили на роль добродушного Боба во второй сезон «Очень странных дел» Шона Эстина — исполнителя главной роли в «Балбесах» (и Сэма из «Властелина колец). Уморительный Чанки, герой Джеффа Коэна, явно послужил вдохновением для создания образа Дастина (Гейтен Матараццо).
«Супер 8» (2011), реж. Джей Джей Абрамс
Подростки снимают фильм на камеру «Супер 8» и случайно становятся свидетелями крушения поезда. Вскоре в городе начинают происходить необъяснимые вещи, и ребята понимают, что злополучная авария была не просто случайностью.
В числе картин, оказавших влияние на идею и стилистику «Очень странных дел», братья Даффер наперебой называют «Инопланетянина» Спилберга, «Кошмары на улице Вязов» Карпентера или тех же «Балбесов», но первое, что приходит на ум — «Супер 8» Джей Джей Абрамса. Впрочем, ничего удивительного — продюсировал фантастическую картину Стивен Спилберг, и во многом она схожа с его же «Инопланетянином» и да, это значит, что будут парни (и одна девчонка) на велосипедах, приключения и паранормальные явления, будет нежная подростковая романтика, щемящая ностальгия по 80-м под Electric Light Orchestra, Blondie и The Knack, пьянящая атмосфера таинственного, неразгаданного, доступного, на зависть взрослым, только детям. «Супер 8» не отпускает ни на секунду и держит в напряжении до самого конца — тем более что во время титров можно наконец увидеть крайне занимательное и смешное кино о зомби, снятое юными исполнителями главных ролей.
«Останься со мной» (1986), реж. Роб Райнер
Вымышленный город Касл-Рок штата Мэн — место действия многих произведений Кинга (фильм снят по повести писателя «Тело»). Провинциальный городок с одноэтажными домами, за аккуратными фасадами которых таятся семейные драмы, случаются трагедии: конфликты, убийства, доводящие до безумия паранормальные явления.
Впрочем, в «Останься со мной» сверхъестественному нет места — это чуткая проникновенная драма о честной искренней дружбе, «какая бывает только в 12 лет», и приключение ребят тут интересно не своим исходом, но личностной трансформацией героев и тем, какие выводы сделал для себя каждый из них. «Останься со мной» неуловимо напоминает «Балбесов», но это, скорее лиричные, философские «Балбесы», оставляющие после себя лёгкую ностальгию по друзьям из далёкого детства, оставшимися в памяти навсегда наивными, безрассудными и 12-летними.
«Полтергейст» (1982), реж. Тоуб Хупер
Сай-фай хоррор — ещё одно детище Спилберга, выступившего в качестве соавтора сценария и продюсера. Параллельно «Полтергейсту» велась работа над «Инопланетянином» но если «“Инопланетянин” был шёпотом, то “Полтергейст” —криком».
Нынче многие посетуют на устаревшие спецэффекты фильма, но мистическая аура, образовавшаяся вокруг «Полтергейста», будоражит куда больше CGI: сыгравшая в хорроре главную роль Хезер О’Рурк скончалась в возрасте 12-ти лет в результате внезапно обнаруженного порока желудка, а заболела она в день начала Супербоула в 1988 году (внимательный зритель заметит в «Полтергейсте» нарисованный братиком главной героини плакат Супербоула-1988, хотя фильм снят в 1982 году). В результате несчастного случая скончалась и Доминик Данн, сыгравшая старшую сестру детей — актрису, репетировавшую сцены из второй части «Полтергейста» с Дэвидом Пэкером, в приступе ревности задушил приехавший к ней домой бойфренд.
«Мгла» (2007), реж. Фрэнк Дарабонт
Маленький городок после грозы окутывает туман неизвестной природы. Жители с ужасом наблюдают, как те, кто теряется в молочной пелене, исчезают с душераздирающими криками. Дэвид и его сын, отправившиеся за покупками в супермаркет, оказываются в западне ещё с десятком напуганных жителей. Вскоре внутри становится так же опасно, как и снаружи — местная религиозная фанатичка убеждает жителей, что туман — божья кара, и в качестве искупления необходимо принести жертву.
Гнетущие настроения «Мглы» резонируют с более мрачным вторым сезоном «Очень странных дел», а бродящее в тумане исполинских размеров существо напомнит угрожающе раскинувшегося над Хокинсом Теневого Монстра. «Мгла» обещает удивить и знакомых с оригинальной повестью зрителей — Дарабонт переписал неоднозначную концовку, что очень понравилось Кингу: «Это самая шокирующая концовка, и должен быть закон, согласно которому любого, кто раскроет последние пять минут фильма, следует приговорить к повешению».
Кристина Леонтьева