Практически все сценарии прославленного постановщика Аарона Соркина строятся вокруг пассионарных личностей. Как правило, это скорее антигерои — властные, сильные, неоднозначные. Это и основатель Facebook Марк Цукерберг («Социальная сеть», 2010), сумевший обратить свои комплексы в амбиции, и культовая фигура Стива Джобса («Стив Джобс», 2015), который, несмотря на свой талант и провидческие бизнес-решения, легко шёл по головам и обладал необъятным эго. Однако сценарист признаёт, что больше всего ему нравится писать сценарии с эдаким налётом идеализма. В картине Роба Райнера «Американский президент» Соркин вспоминает, что любой политик ещё и человек, которому не чужды романтические чувства, а в политическом сериале «Западное крыло» создаёт образ идеального главы государства, открыто отвечающего на каверзные вопросы журналистов. Впрочем, все награды, которые получил Соркин, достались ему за картины о героях совсем не романтичных.
На первый взгляд, Молли Блум, чью историю Соркин рассказал в своём новом фильме «Большая игра», тоже человек далеко не идеальный. Бывшая спортсменка, воспитанная требовательным и жёстким отцом-психоаналитиком, пережив череду неудач и разочарований, становится организатором элитного подпольного покерного клуба, где собираются сильные мира сего. В числе её клиентов — плохие парни из русской мафии, шейхи и кинозвёзды.
О том, что рискованный бизнес приводит Молли на скамью подсудимых, мы узнаём в самом начале фильме. По замыслу Соркина, зрителю вместе с адвокатом, к которому обратилась за помощью Блум, предстоит разобраться, виновна ли «принцесса покера» и заслуживает ли уголовного преследования.
Соркин, известный и своей страстью полного погружения в материал, крайне удачно воссоздаёт и сами покерные игры. Крупные планы и объяснение стратегий участников позволяют погрузиться в атмосферу азарта и риска. Лихорадочный блеск в глазах фиксируется и у тех, кто получил удачную комбинацию карт, и у тех, кто за ночь промотал миллионы. Взявшись за характеры игроков закрытого клуба Молли, среди которых, как известно, были Леонардо ДиКаприо, Мэтт Дэймон , Бен Аффлек и Тоби Магуайр (их имена реальная Молли Блум упоминает в своей книге), Аарон Соркин поступил крайне деликатно. Черты всех четверых режиссёр задействовал в эдаком собирательном образе Игрока X, роль которого исполнил Майкл Сера. Более того, постановщик даже присылал актёрам свои сценарные наработки — «Я хотел сказать им, что им абсолютно не о чем волноваться».
Критики, видевшие фильм, восприняли его с восторгом, однако недоверчиво отнеслись к «светлому» образу самой Молли Блум. Погодите, она ведь обманула государство и крутилась в криминальных кругах! Обвинять и осуждать проще, чем дать шанс на объяснение. Соркин в этом смысле — профессиональный «адвокат дьявола», который вдруг оборачивается к зрителю и спрашивает, а как бы поступили вы? «Надо писать про них [антигероев] так, как будто они пытаются убедить бога, почему их надо пустить в рай», — говорит постановщик.
На деле история и правда получилась многогранной. Когда Молли было предъявлено обвинение, ФБР предложили ей пойти на нехитрую сделку — свобода и арестованные 5 млн долларов в обмен на жёсткие диски с компроматом на звёздных гостей покерного клуба. Однако Блум отказалась предавать огласке интимные подробности своих клиентов. «Что, если это разрушит их семьи и карьеру? Я не имею права так поступать».
Сам Соркин, кажется, по-настоящему «влюблён» в свою героиню. В одном из интервью постановщик рассказал, что решил занять режиссёрское кресло, потому как не хотел отдавать эту историю в чужие руки. «В конце для неё важно поступить правильно, хотя сделать всё наоборот было бы куда проще и прибыльнее. Эти её качества — как раз тот материал, из которого сделаны настоящие киногерои». Восхищён Молли и её экранный адвокат, в которого блистательно перевоплотился Идрис Эльба. В одной из сцен он прямо говорит Блум, что его дочь-подросток равняется на неё, и ему это очень нравится.
Подводя итоги, хочется сказать, что «Большая игра» — это крепко скроенная драматическая картина, которая не способна оставить зрителя равнодушным. Более того, она точно не даст вам заскучать: здесь есть и азарт «Одиннадцати друзей Оушена», и глубина качественных биографических лент, и потрясающие, очень харизматичные персонажи. Пресса уже прочит премию «Оскар» Джессике Честейн, и мы с этим полностью согласны!
Аня Громова