Уходим в отрыв!

7 декабря в России выходит сиквел комедии «Очень плохие мамочки» с Милой Кунис («Секс по дружбе», «Чёрный лебедь») в главной роли. И если в первом фильме в отрыв уходила сама Эми Митчелл (Кунис) с подружками, то на этот раз класс покажет старшее поколение — мамочки «плохих мамочек».

По такому случаю мы решили вспомнить самых отвязных и безбашенных героев в кинематографе. В нашей подборке постараемся рассмотреть героев разной степени этой самой «отвязности» — от безобидных дурачков-тусовщиков до настоящих психов.



Стивен Стифлер («Американский пирог»)

Кадр из к/ф «Американский пирог»

По-настоящему отвязный парень, на которого ровняются герои многочисленных современных молодёжных комедий, появился в 1999 году в простенькой картине, получившей позже статус культовой, «Американский пирог». Стив Стифлер в исполнении Шонна Уильяма Скотта даже не был одним из главных героев фильма, но быстро стал его символом, перекочевав во все продолжения и спин-оффы если не напрямую, то посредством благоговейных упоминаний.

Стифлер — король-устроитель школьных вечеринок, отъявленный пошляк и весельчак. Он вульгарен и глуп ровно в той мере, чтобы быть очаровательным. Его не волнует учёба, будущее, мораль, нет, только тусовки и секс, но, тем не менее, он неизбежно вызывает симпатию зрителя. Обаятельный «Стифмайстер», добрый и глуповатый извращенец, — настоящий образец безбашенного тусовщика в голливудском кино.



Макс Блэк (сериал «Две девицы на мели»)

Кадр из к/ф «Две девицы на мели»

В истории о двух неудачливых официантках, живущих в Бруклине, всё канонично: есть блондинка, то и дело попадающая в нелепые ситуации, и брюнетка, постулирующая секс, наркотики и рок-н-ролл. Роль последней исполнила Кэт Деннингс, создавшая таким образом кумира для многих девушек по всему миру. Её Макс — абсолютный лузер, но героиню это вовсе не волнует. Она смеётся над самыми тёмными местами своей биографии, подтрунивает над оптимистичной подругой, хранит в лифчике пару косяков и всегда готова к худшему.

Макс — возведённый в культ образ пессимиста-мизантропа, но при этом она невероятно притягательна. Это классический «плохиш», выросший во враждебно настроенном мире и сформировавший собственную систему ценностей, несколько отличающуюся от общепринятой. Если абстрагироваться от формата ситкома, нарочито передёргивающем каждый факт о героине, Макс и правда пришлось нелегко: у неё никогда не было любящей семьи, она почти безнадёжно разочарована в людях, а, чтобы не умереть в нищете, ей приходится бесконечно много лгать. Но постоянные тумаки от судьбы лишь закалили девушку, она саркастически высмеивает всех и всё вокруг и остаётся при этом всеобщей любимицей.



(капитан) Джек Воробей (франшиза «Пираты Карибского моря»)

Капитан Джек Воробей из к/ф «Пираты Карибского моря: На странных берегах»

Неугомонный паршивец-пират, насоливший всем вокруг, неизменно радует старых и новых зрителей с 2003 года. По мнению большинства, центральный персонаж в исполнении талантливого Джонни Деппа — главное украшение приключенческой франшизы. На обаянии Джека Воробья держится значительная доля юмора, впрочем, на нём же обычно завязан и сюжет.

Студия Walt Disney Pictures, выпустив когда-то первую часть франшизы, совершила очень важный шаг. Дело в том, что в почти каждый человек на Земле, будучи ребёнком, зачитывался пиратскими историями Стивенсона, Сабатини, Сальгари, а потом брал деревянную, пластиковую или воображаемую саблю и отправлялся крошить сухопутных крыс. Йо-хо-хо, как говорится! До невозможности романтизированные разбойники — это уникальный культурный код, легко читаемый вне зависимости от этнической и религиозной принадлежности. И вот Disney в начале нулевых подарил людям сказку, которую они неосознанно так долго ждали. И не важно, куда зашла история теперь и сколько актёров к нынешнему моменту в ней сменилось. Джек Воробей в исполнении Джонни Деппа в сердцах многих — идеально воплощённый образ нахального весельчака-пирата.



Тайлер Дёрден («Бойцовский клуб»)

Тайлер Дёрден из к/ф «Бойцовский клуб»)

Экранизация умопомрачительной истории Чака Паланика дала зрителям возможность взглянуть с новой стороны на общество потребления, на привычную работу, на обожаемую стабильность, на серую повседневность. За пределы этого унылого мира нас вывел почти за ручку эксцентричный парень в странных очках и красной кожаной куртке. «Люди всё время меня спрашивают: знаю ли я Тайлера Дёрдена?» О да, ещё как!

Отъявленный псих, отрицающий любые нормы и правила, абсолютно антисоциальный, но тем паче интригующий. Он отвратительный сосед, плохой друг, да и вообще (спойлер!) на самом деле его не существует. Пожалуй, эта та самая причина, по которой Дёрден вышел у Паланика, Финчера и Брэда Питта таким притягательным. Это плод больного воображения главного героя, с которым нельзя не чувствовать близость и родство, если вы хотя бы раз с ненавистью смотрели на будильник или кофемашину. А значит, Дёрден в какой-то мере плод воображения почти каждого из нас. Это тот самый «лучший я», который не побоится ответить, уйти, послать к чёрту. Это та ваша версия, которая проживает вашу же идеальную жизнь на полную катушку.



Эми («Девушка без комплексов»)

Кадр из к/ф «Девушка без комплексов»

В 2015 году вышел фильм «Девушка без комплексов» по сценарию американской стендап-комедиантки Эми Шумер, в котором она сыграла главную роль. По своему сюжету и структуре это классическая голливудская романтическая комедия, но благодаря крепкому сценарию качественно фильм оказывается совсем на ином уровне.

«Девушка без комплексов» — история о том, как важно не стоять на месте и развиваться, не привязываться к прошлому, а строить своё будущее и не забывать наслаждаться настоящим. Впрочем, мы сейчас не обо всём этом, а о центральной героине, Эми. Она и правда без комплексов, её мало заботит, что о ней скажут, она пьёт, курит и выражается как попало, не чурается связей на одну ночь, при этом открыта, добродушна и весела. Словом, она не может не нравиться. Интересно, что даже к концу фильма Эми остаётся всё той же взбалмошной девчонкой, которая так приглянулась зрителем. То есть, получив ценный урок, поняв за время, прошедшее внутри киноленты, многое о себе и о мире, героиня не изменяет себе, остаётся всё той же Эми. Это один из немногих отвязных героев, за которым не только весело наблюдать, но у которого можно чему-то научиться.



Элизабет Холси («Очень плохая училка»)

Кадр из к/ф «Очень плохая училка»

«Очень плохая училка» — классическая голливудская комедия о том, как герой с какими-то проблемами или недостатками попадает в нетипичную для него ситуацию, прикладывает усилия и одерживает собственную маленькую победу, при этом изменяясь. Технически это картина очень похожа на упомянутую выше «Девушку без комплексов», только гораздо более просто исполненную.

Героиня «Училки» — Элизабет (Кэмерон Диаз), имеющая целую гору плохих привычек и мечтающая преимущественно о деньгах. Она заявляется на уроки пьяной, грубит ученикам и коллегам и категорически отказывается подавать кому бы то ни было хороший пример (что значит, это её работа?). В отличие от Эми из «Девушки» её сложно назвать приятной девчонкой и хорошей подругой. Обладая тем же набором черт и такой же харизмой, она явно проигрывает последней во всём, что касается морально-личностной составляющей. А потому отвязная Элизабет, устроив самый настоящий трэш в школе, куда устроилась работать, в итоге меняется более чем полностью, перевоплощаясь в довольно милую и заботливую девушку. Однако упомянуть её в рамках этой подборки просто необходимо, потому что именно по такой схеме строится подавляющее большинство отвязных голливудских плохишей (за редкими исключениями вроде Стифлера или Эми).



Ларри Флинт («Народ против Ларри Флинта»)

Фрагмент постера к к/ф «Народ против Ларри Флинта»

В 1996 году чешский режиссёр Милош Форман снял фильм о создателе журнала «Hustler» Ларри Флинте. Картина получила множество наград, и это не удивительно — она прекрасно поставлена, у неё простой и понятный сюжет, очевидная мораль, в ней задействованы талантливые актёры… Но главное достоинство фильма — сам Ларри Флинт. Симбиоз личности реального дерзкого издателя и блестящей игры Вуди Харрельсона создал эффект разорвавшейся бомбы. Персонаж вышел дерзким, смелым, наглым, отчаянным, безбашенным.

Как реальному, так и киношному Флинту принадлежит смелая идея создания настоящего порно-журнала. Не поделки вроде «Playboy», маскирующегося статьями, которые по убеждению героя всё равно никто не читает, а полноценного порно, разнообразного, сделанного со вкусом.

Сложно относиться к Флинту нейтрально: его либо любят, либо ненавидят. Это отлично отображено в фильме, в котором толпы обожателей вступали в прямую конфронтацию с противниками порнографии. Можно долго рассуждать о личности и поступках Флинта, но одного у него не отнять — он по-настоящему отвязный!



Сара Линн (анимационный сериал «Конь БоДжек»)

Кадр из м/с «Конь БоДжек»

В странноватом анимационном сериале о закулисье Голливуда с антропоморфными животными есть много необычных героев — более или менее безумных. Но самая безбашенная и, пожалуй, даже дурная из всех именно Сара Линн. В детстве она была звездой популярного ситкома (что-вроде наших «Папиных дочек»), а, выросши, стала известной певицей.

Почти каждый персонаж «Коня БоДжека» — голливудский типаж, вроде глуповатого всеобщего любимца, забытой знаменитости из 90-х, неудачливого агента капризной кинозвезды… Сара Линн — собирательный образ ребёнка, развращённого шоу-бизнесом, погружённого в денежные и журналистские дрязги в том возрасте, когда личность ещё только формируется. Не удивительно, что большую часть сериального времени героиня пьёт, употребляет наркотики, вступает в беспорядочные половые связи. За ширмой весёлой, развязной девицы скрывается драматичная судьба, уготованная ей. И хотя сама Сара Линн довольно забавная, а каждое её появление в эпизодах знаменует безумные приключения в духе «Мальчишника в Вегасе», конец её ожидает предсказуемо трагичный.



Мия Уоллес («Криминальное чтиво»)

Кадр из к/ф «Криминальное чтиво»

В списке самых отвязных персонажей нельзя обойтись без хотя бы одного героя Тарантино. Пожалуй, лучше всего этому определению подходит именно Мия, жена Марселласа Уоллеса, героиня одной из частей «Криминального чтива», сыгранная музой режиссёра Умой Турман.

Мия предпочитает брать от жизни всё. Она прямо заявляет о том, что хочет удовольствий и развлечений, и подтверждает это делом. Когда ей хочется говорить, она говорит, когда хочется кайфа — нюхает кокаин, веселья — танцует. Её история в фильме совсем короткая и затрагивает лишь один маленький эпизод её жизни, но зритель с лёгкостью додумывает всё остальное. Жена криминального авторитета, она ни в чём не нуждается и находит счастье лишь в череде импульсивных поступков и самозабвенном поглощении запрещённых веществ. И хотя Мия остаётся в картине Тарантино на втором плане (её заслоняют герои Траволты, Джексона, Уиллиса и Рэймса), именно эпизод с её твистом, на который она вытащила покорного Винсента Вегу, оказался одним из самых запоминающихся.



Люкс («Девственницы-самоубийцы»)

Кадр из к/ф «Девственницы-самоубийцы»

Экранизация одноимённого романа Джеффри Евгенидиса рассказывает историю о семье пятерых девочек-подростков. Запертые и задыхающиеся героини в целом передают одно и то же настроение, но острее других неудовлетворённость жизнью ощущает старшая из сестёр, Люкс. Весь фильм пронизан надрывом, последним порывом девочек к жизни, и история Люкс иносказательно её иллюстрирует, последовательно проходя стадии скуки, отчаяния, поиска, влечения, разочарования и тоски.

Будучи самой смелой, Люкс тянет за собой других, к пронизанному копполовским светом миру, к простым земным удовольствиям. Она всё ещё ребёнок и потому с детской непосредственностью поглощает алкоголь, танцует, курит, отдаёт себя школьному красавчику. Люкс отчаянно жаждет уйти из скучного мира ограничений и, в конце концов, делает это единственно возможным для неё способом.



Тед («Третий лишний»)

Кадр из к/ф «Третий лишний»

Тед — плюшевый медведь, но весьма необычный плюшевый медведь. Это своеобразная интерпретация милновской истории, размышление на тему «а что было, когда Кристофер Робин вырос»? Вот и герой Марка Уолберга стал уже взрослым мужчиной, а вместе с ним повзрослел и его игрушечный друг. Теперь они говорят о работе, сексе, пьют пиво, курят травку и дерутся.

Тед — тот же самый Стифлер, классический тусовщик-заводила, только в облике милого медвежонка. И, возможно, он не всегда ведёт себя правильно, и не все его шутки (и шутки сценаристов) смешные, и да, он регулярно «скатывается» в откровенную пошлость, но, господи, это говорящий плюшевый мишка! Невозможно не поддаться его обаянию и не заулыбаться, наблюдая за его похождениями.



Дэдпул («Дэдпул»)

Фрагмент постера к к/ф «Дэдпул»

Показать пошлость стильно нужно уметь. Создатели «Третьего лишнего» маскировали её умилением, а вот начинающий режиссёр Тим Миллер вместе с исполнителем главной роли и продюсером Райаном Рейнольдсом («Погребённый заживо», «Учитель года») выбрали другой путь. Их Дэдпул откровенно заявляет, что, да, он пошляк, и шутки у него дурацкие, ну и что?

Костяк истории на 100% драматический, но так как самому герою проще осмыслять свою печальную историю через призму юмора, сам фильм получается вычурно комедийным. В соотношении 1:1 он наполнен улётным экшном и забористыми шутками, а в центре этой вакханалии сам супергерой поневоле. Своей крутостью и отношением к жизни Дэдпул покорил миллионы зрителей, даже тех, что ранее презрительно морщились при упоминании супергеройских блокбастеров и шуток ниже пояса.



Фред («Стиляги»)

Кадр из к/ф «Стиляги»

Добавим немного советского колорита и вспомним об интересном эксперименте российского кино — мюзикле «Стиляги» Валерия Тодоровского. Он формально делит общество 70-80-х на две неравные группы, меньшая из которых — приверженцы некой субкультуры, так называемые стиляги. В общем-то, каждый персонаж, вступающий в конфронтацию с традиционным советским укладом и «развращённый» западной джазовой культурой достоин эпитета «отвязный».

В мире фильма с его строгими правилами нужно иметь большую смелость, чтобы надеть цветастую юбку или сделать кок: «каждый стиляга — потенциальный преступник, от саксофона до ножа — один шаг». И Польза, и Фред, и Боб, и Дрын, и Бэтси и множество других персонажей настаивают на своём праве собираться вместе, танцевать, слушать музыку и вести себя вызывающе по сравнению с остальными. Но во главе «тусовки» стоит именно Фред (Максим Матвеев), представитель золотой молодёжи, будущий дипломат, ему одновременно и проще других, и сложнее. Он сильнее других рискует, ведь ему действительно есть, что терять. Тем не менее, он фактически возглавляет московское движение и ведёт остальных за собой в мир джаза и непрекращающегося веселья.



Патрик Бэйтман («Американский психопат»)

Кадр из к/ф «Американский психопат»

В нашем понимании «отвязный» — это что-то весёлое и довольно безобидное (в основном). Однако безумная тяга к «отрыву» может иметь и более жуткое воплощение. Посмотрите на Патрика Бэйтмана: с какой широкой улыбкой на лице и счастьем в глазах он рубит людей топором! Герой Кристиана Бэйла в фильме «Американский психопат» вызывает смешанные чувства. С одной стороны, сложно не проникнуться его искренним восторгом от (прости, господи) расчленения живых и мёртвых, а с другой…что, чёрт возьми, он творит?!

Бэйтман, как и главный герой «Бойцовского клуба», нашёл свою отдушину в тусклом корпоративном мире и теперь отдаёт своему «хобби» себя целиком. Череда бессмысленных убийств приводит персонажа к аномальному счастью, навевая зрителю воспоминания о другом безумном преступнике — Джокере, но тот был сумасшедшим 24/7, полноценным психопатом, от которого и не ждёшь адекватности и сострадания. Бэйтман же куда страшнее, он маскируется под одного из нас, да он, собственно, и есть один из нас, только вот…отрывается по-своему.



Карлсон (мультфильм «Малыш и Карлсон»)

Кадр из м/ф «Малыш и Карлсон»

Вернёмся от жуткого к милому. Отвязным можно быть не только в романтической комедии, голливудском блокбастере или триллере, но и во вполне себе приличном советском мультфильме. Карлсон, перекочевавший из книг Линдгрен в рисованные произведения Союзмультфильма, ведёт довольно разгульный образ жизни. Этот пузатый мужчина «в самом расцвете сил» гуляет ночами по крышам, пугает добропорядочных тётенек и поглощает литрами варенье, чем не «бэдбой»?

Обаяния ему добавляет детская непосредственность, бесконечное самолюбование и добродушие. Карлсон — образцовый друг-тусовщик, регулярно нарушающий общественные правила и учиняющий то тут, то там разгром. Компенсирует он это добрыми делами вроде поимки хулиганов, благими намерениями и умением искренне дружить. Всё по современным голливудским канонам, только ещё раньше.



Рик (анимационный сериал «Рик и Морти»)

Кадр из м/с «Рик и Морти»

Мультсериал посвящён приключениям деда-учёного Рика и его внука-школьника Морти. Основной изюминкой проекта (если не считать научно-фантастическую направленность) считается принципиальная разница двух персонажей. Да, это очередное бадди-муви, основанное на противостоянии и взаимодействии неуверенного в себе мямли Морти и харизматичного гения-алкоголика Рика. И в случае с последним создатели сериала Джастин Ройланд и Дэн Хармон пустились во все тяжкие.

Рик — алкоголик, мизантроп, наркоман с завышенной самооценкой, он не считается ни с чьими мнениями или желаниями, он не дорожит ничьей жизнью, ему, в общем-то, на всё наплевать. Он грубо выражается и больше всего на свете не терпит тупость. Персонаж был бы совсем уж отталкивающим, если бы не одно «но» — он безумный гений. И это причина, по которой от похождений Рика невозможно оторваться (пока не посмотришь все серии залпом, а потом, возможно, ещё раз). Его пофигистический характер и холодный разум позволяют ему путешествовать по параллельным мирам, постоянно влипать в смертельно опасные передряги, рисковать своим внуком, которого он таскает за собой то ли из-за извращённой любви, то ли смеха ради. Прибавьте к этому отличное чувство юмора и целую гору коронных фразочек и получите одного из самых ненормальных и любимых киногероев нашего времени.

Фото: Summit EntertainmentWarner Bros. TelevisionWalt Disney Pictures,
Linson FilmsUniversal PicturesMosaic Media GroupColumbia Pictures Corporation,
ShadowMachine FilmsA Band ApartAmerican Zoetrope20th Century Fox, Канал Россия
Союзмультфильм, Starburns Industries             



Яна Крисюк