Прибавьте громкость: Фильмы для пополнения плейлиста

Кадр из к/ф «Малыш на драйве»

Вот уже месяц в кинотеатрах идёт «Малыш на драйве» Эдгара Райта, а восторги всё никак не стихают. С виду типичный боевик оказался двухчасовым зажигательным клипом, музыка в котором не просто саундтрек, но полноценный участник событий — у Райта она органично вплетена в повествование, диктует темп и задаёт ритм происходящего на экране, после чего вы вряд ли уйдёте из кино, не пополнив плейлист трэками из фильма. Queen (“Brighton Rock”), Bob & Earl (“Harlem Shuffle”), T.Rex (“Deborа”), Focus (“Hocus Pocus”) — с этими ребятами куда веселее встречать осенние холода. А как быть тем, кто уже заслушал песню T.Rex о похожей на зебру Деборе? «Кино Триколор ТВ» вспоминает другие фильмы и сериалы, в которых музыка играет особую роль.


«Рок-волна» (2009)

Режиссёр: Ричард Кёртис

Кадр из к/ф «Рок-волна»

«Предупреждаю: рок доведёт вас до экстаза»

Музыкальный минимум: The Kinks “All Day And All Of The Night”, The Turtles “Elenore”, The Easybeats “Friday On My Mind”, The Rolling Stones “Jumpin’ Jack Flash”, The Troggs “With A Girl Like You”

Постановщик и сценарист Ричард Кёртис ранее не был замечен в особых пристрастиях к музыке («Реальная любовь», «Дневник Бриджет Джонс», «Ноттинг-Хилл»), но тут неожиданно переносит нас на большую шумную вечеринку на старенькое судно в Ла-Манше, где расположилась пиратская радиостанция «Радио Рок», а заправляют ею хулиганы и бунтари, разрывающие ночной эфир хитами 60-х, пока «старпёры планеты» готовятся ко сну. Обитатели очень разные: весельчак Граф (Филип Сеймур Хоффман) орёт под ритмичную “All Day And All Of The Night” от The Kinks, отвязный Гевин (Рис Иванс) эротично шепчет в микрофон и обещает оргазм от “Fire!” The Crazy World of Arthur Brown и “For Your Love” The Yardbirds, о существовании социопата Боба (Ральф Браун) вообще узнали только спустя семь месяцев — он предпочитает зарыться в пластинках у себя в каюте. Но всех их, конечно, объединяет всепоглощающая любовь к музыке. Для ханжей из британского правительства, желающих перекрыть эфир «Радио Рок», это — жалкая разваливающаяся посудина, где обитают «анархисты, наркоманы, паршивые жоподралы и шлюхи некогда великой страны», для других же — бесконечно искрящаяся музыкальная вселенная, праздник любви, свободы и рок-н-ролла.

Прообразом «Радио Рок» послужила действительно существовавшая пиратская радиостанция Radio Caroline, вещавщая с нескольких суден в нейтральных водах близ Великобритании, но сама история всё же скорее вымысел Кёртиса, вдохновлявшегося целой эпохой музыкального пиратства того времени. Некоторые песни выходят за рамки 1966 – 1967 годов, когда разворачивается действие картины — так, “Jumpin’ Jack Flash” группа The Rolling Stones выпустила в 1969 году, а “Let’s Dance” Дэвида Боуи вышла и вовсе в 1983-м. Но это, конечно, не оплошность Кёртиса, а лишь желание найти место любимым песням, удачно вписавшимся в происходящее. И мы его за это не виним.


«Винил» (2016)

Шоураннеры: Мартин Скорсезе, Мик Джаггер

Кадр из т/с «Винил»

«Быстрый, грязный, бьёт прямо по голове»

Музыкальный минимум: Sturgill Simpson “Sugar Daddy”, Iggy Pop “I Dig Your Mind”, Hocus “Focus Pocus”, Ty Taylor “The World Is Yours”, “I’ve Been Wrong So Long”, Julian Casablancas “Run Run Run”, Nasty Bits “Woman Like You”

Откровенно говоря, в «Виниле» невозможно определить музыкальный минимум — тут музыка звучит беспрестанно, «бьёт по голове», разливается по венам, словно наркотики, тоннами пожираемые главным героем сериала — эксцентричным Ричи Финестрой (Бобби Каннавале), боссом находящейся на грани банкротства звукозаписывающей студии. На дворе 70-е: сексуальная революция, «Фабрика» Энди Уорхола, богема утопает в клубах сигаретного дыма, виски и кокаине, молодёжь неистовствует в тесных грязных клубах — так зарождался панк-рок.

Скорсезе и Джаггер задумали проект ещё в середине 1990-х, с тех пор идея претерпела множество изменений и превратилась в сериал об изнанке музыкальной индустрии 70-х, а постановщик и лидер The Rolling Stones заняли места исполнительных продюсеров. На воссоздание безумной, опьяняющей атмосферы того времени Скорсезе и Джаггер не пожалели ни красок, ни слов, ни музыки — к каждому эпизоду сериала была выпущена пластинка с треклистом: от нежного фолка Simon & Garfunkel (“Blues Run The Game”) и звонких композиций Рут Браун (“Mama He Treats Your Daughter Mean”) до хулиганских песен Игги Попа (“I Dig Your Mind”) и бешеных Nasty Bits (“What Love Is”, “Rotten Apple”, “Woman Like You”) — вымышленной панк-группы, лидера которой играет сын Джаггера Джеймс (в реальной жизни он является фронтменом панк-рок-группы Turboheist). К сожалению, «Винил» не был продлён на второй сезон, но нерешённая судьба Ричи Финестры и его многострадальной студии совсем не мешает наслаждаться изумительным саундтреком.


«Круглосуточные тусовщики» (2002)

Режиссёр: Майкл Уинтерботтом

Кадр из к/ф «Круглосуточные тусовщики»

«Если нужно выбрать между правдой и легендой, выбирай легенду»

Музыкальный минимум: Happy Mondays “24 Hour Party People (Jon Carter Mix)”, Sex Pistols “No Fun”, Buzzcocks “Ever Fallen In Love (In Someone You Shouldn’t Have)”, Joy Division “Atmosphere”, “She’s Lost Control”, New Order “Temptation”, “Blue Monday”

Пока в Нью-Йорке вымышленный Ричи Финестра раскручивает свой лейбл, в Манчестере, по другую сторону океана, невымышленный Тони Уилсон (тут его играет Стив Куган), впечатлённый выступлением панк-рокеров Sex Pistols, создаёт в 1978 году культовую Factory Records и подписывает свою первую группу — новичков Joy Division (с виду скромные ребята за пару минут вводят в зрителей в танцевально-гипнотический психоз), после смерти Йена Кёртиса переименовавшихся в New Order. Трясущаяся камера (картина снята в жанре мокьюментари) безостановочно следует за крайне активным и энергичным Уилсоном повсюду, от интимных домашних вечеринок до концертов в тёмных забитых клубах, на встречи с обкуренными музыкантами, пьяными друзьями и скандальными продюсерами — так мы постепенно, вместе с нашим музыкальным энтузиастом, кочуем из 70-х в 80-е и 90-е, переключаемся от панка Sex Pistols (“No Fun”, “Anarchy In The UK”), The Clash (“Janie Jones”) и Joy Division (“Digital”, “Transmission”) на пост-панк (A Certain Ratio “Flight”, “Skipscada” ) и мэдчестер (Happy Mondays “Wrote For Luck”, “Loose Fit”) — Уилсон открывает в 1982 году ночной клуб The Haçienda и вводит моду на рейв и хаус. Львиную долю песен в «Круглосуточных тусовщиках» исполняют Joy Division (в том числе “Love Will Tear Us Apart”), New Order (конечно, не обошлось без “Blue Monday”) и Happy Mondays, но в фильме также можно услышать Игги Попа (“The Passenger”), The Stranglers (“No More Heroes”), The Jam (“In The City”) и многих других.


«Почти знаменит» (2000), «Ванильное небо» (2001), «Элизабеттаун» (2005)

Режиссёр: Кэмерон Кроу

Кадр из к/ф «Почти знаменит»

— Итак, Расселл. Что привлекает тебя в музыке?

— Ну, как минимум всё.

Музыкальный минимум: Black Sabbath “Paranoid”, The Stooges “Search And Destroy”, Radiohead “I Might Be Wrong”, Helen Stellar “IO (This Time Around)”, Lindsey Buckingham “Big Love”, Simple Minds “Promised You A Miracle”

Набив руку на молодёжных комедиях и прославившись благодаря «Джерри Магуайеру», Кэмерон Кроу взялся за проект, который наверняка давно его мучил: «Почти знаменит», история о молодом репортёре Rolling Stone, гастролирующим с группой Stillwater, основана на личном опыте режиссёра, действительно работавшего в знаменитом журнале. Так, Кроу сопровождал в турне Eagles, Led Zeppelin, The Allman Brothers Band, а инцидент в самолёте случился с ним, когда он был в турне с The Who. Рок-душа постановщика вволю надрывается на песнях The Black Sabbath (“Paranoid”, “Sweet Leaf”), The Who (“Sparks”) и Led Zeppelin (“That's the Way”, “Misty Mountain Hop”, “Tangerine”), делая передышку на софт-роковых композициях The Beach Boys (“Feel Flows”) и Элтона Джона (“Tiny Dancer”, “Mona Lisas and Mad Hatters”).

Особую роль музыке Кроу отводит не только в «музыкальном» фильме — кому не хотелось нырнуть с головой в саундтрек «Ванильного неба»? Этой смеси вторящих названию воздушных “Heaven” The Rolling Stones, “The Porpoise Song” The Monkees, вовсе уносящих на другую планету исландцев Sigur Rós (“Sven-g-englar”, “Agaetis” “Byrjun”, “Njosnavelin”) и зазывающих обратно R.E.M.(“Sweetness Follows”, “All The Right Friends”) и Radiohead (“Everything in Its Right Place”, “I Might Be Wrong”)? А в «Элизабеттауне» музыка полностью встраивается в повествование — героиня Кирстен Данст, жизнерадостная стюардесса Клэр, составляет плейлист для дорожного путешествия находящегося на грани самоубийства друга (Орландо Блум). Райан Адамс (“English Girls Аpproximately”, “Words”, “Come Pick Me Up”), Том Петти (“Square One”, “Learning To Fly”), Helen Stellar (“This Time Around”), Simple Minds (“Promised You a Miracle”), Линдси Бакингем (“Shut Us Down”, “Big Love”). Музыка спасает, а уж эти кого угодно вытянут из депрессии.

Кстати, несмотря на обилие песен в фильмах звучит и инструментальный саундтрек, автором которого является (уже бывшая) супруга Кроу Нэнси Уилсон. Кроу и Уилсон также написали песни группы Stillwater из «Почти знаменит» в соавторстве с музыкантом Питером Фрэмптоном.


«Под кайфом и в смятении» (1993), «Школа рока» (2003), «Каждому своё» (2016)

Режиссёр: Ричард Линклейтер

Кадр из к/ф «Каждому своё»

«Домашнее задание: слушайте настоящую музыку» («Школа рока»)

Музыкальный минимум: Aerosmith “Sweet Emotion”, The Cars “Good Times Roll”, Queen “Another One Bites The Dust”, The Sugarhill Gang “Rapper’s Delight”, Cheap Trick “I Want You To Want Me”, David Bowie “Moonage Daydream”

Ещё в 1993 году в фильме «Под кайфом и в смятении» Линклейтер воспевал искусство безделья молодых и беспечных: герои комедии наслаждались последним учебным днём, веселились и хулиганили под Элиса Купера (“School’s Out”), Deep Purple (“Highway star”) и Kiss (“Rock and Roll All Nite”), и вместо нравоучений тренера о пользе диеты и воздержания шумно и дружно отправились на концерт Aerosmith. В «Каждому своё», духовном сиквеле «Под кайфом и в смятении», главные герои, игроки студенческой бейсбольной команды, точно так же игнорируют тренера, мешающего им наслаждаться прелестями юности, но дело происходит перед началом учебного года — воздух насыщен теплом последних дней каникул, студенты словно стараются надышаться, напитаться энергией уходящего лета. Линклейтер, как обычно, поэтизирует повседневность и поёт гимн светлой юности, для чего делает изящную компиляцию хитов 70 — 80-х, от жизнерадостного поп-рока Blondie и соула Kool & The Gang до панков Stiff Little Fingers и тяжеловесов Van Halen и ZZ Top.

Любовью к музыке пропитана и комедия «Школа рока» Линклейтера. Хотя этот фильм, в отличие от первых двух, снят не по его собственному сценарию, вкус автора угадывается в трэках AC/DC (“Highway to Hell”, “Back to Black”), The Clash (“Stay Free”), The Who (“Substitute”), Дэвида Боуи (“Moonage Daydream”), Ramones (“My Brain Is Hanging Upside Down”) и в бунтарском поведении героя Джэка Блэка, ругающего детей за незнание Led Zeppelin, Black Sabbath и Motorhead и заменившего втайне от директора занудные школьные предметы историей рока и часами музыкальной практики.


«Однажды» (2007), «Синг Стрит» (2016)

Режиссёр: Джон Карни

Кадр из к/ф «Синг Стрит»

«В мире нет ничего более ужасного, чем ужасная музыка»

Музыкальный минимум: Duran Duran “Rio”, Spandau Ballet “Gold”, The Cure “In Between Days”, Daryl Hall & John Oates “Maneater”, Glen Hansard & Marketa Irglova “Falling Slowly”

Конор (Фердия Уолш-Пило) встречает невиданную красавицу Рафину (Люси Бойнтон). Чтобы впечатлить её, парень говорит, что у него своя рок-группа, и предлагает ей сняться в их клипе. Рафина радостно соглашается. «Придётся создать рок-группу», — говорит ошарашенный подросток своему другу. И тот, и другой – полные профаны в этом деле…

Ну, а дальше начинается волшебство. Старший брат учит Конора, как НЕ надо играть, чтобы получился настоящий рок-н-ролл («Думаешь, Sex Pistols учились играть?»), одаривает премудростями вроде «Ни одна девушка не полюбит парня, который слушает Фила Коллинза» и пластинками («Вот теперь твоя школа») — в числе учителей юного Космо оказались Duran Duran, The Cure, The Clash, Spandau Ballet и, разумеется, как это бывает в юности, каждый раз под влиянием кумиров он то окрашивает волосы на манер Саймона Ле Бона, то начёсывает, как у Роберта Смита, пока, наконец, мечущаяся душа подростка не найдёт убежища в собственном стиле. Очаровательно-неуклюжие песни влюблённого Космо о девушке «с опасными глазами» хочется слушать не реже, чем “Lovecats” Роберта Смита или “Rio” Duran Duran.  

Карни точно знает, что делает: он и сам рос в 80-е, когда в Ирландии грянул кризис, а в музыке начался расцвет нью-вейв, учился в школе «Синг Стрит» и был участником ирландского рок-коллектива The Frames вместе с Гленом Хэнсардом — последний снимался в фильме «Обязательства», который и вдохновил Джона на «Синг Стрит». Более того, в 2006 году Карни поставил пронзительную драму «Однажды» с этим харизматичным рыжим музыкантом в главной роли, саундтрек которой в основном состоит из песен Глена Хэнсарда и его коллеги по фильму Маркеты Иргловы. Заглавная композиция, “Falling Slowly”, принесла Хэнсарду и Иргловой  премию «Оскар» в категории «Лучшая песня».


«Братья C.R.A.Z.Y.» (2005), «Кафе де Флор» (2011), «Большая маленькая ложь» (2017)

Режиссёр: Жан-Марк Валле

Кадр из к/ф «Кафе Де Флор»

«Незнакомцы, которых я видел в первый раз в жизни, улыбались мне, будто понимая, что я обрёл счастье, увидев жизнь в её красе благодаря музыке»

Музыкальный минимум: Pink Floyd “Speak To Me/Breathe”, “Shine On You Crazy Diamond”, Jefferson Airplane “White Rabbit”, Matthew Herbert “Café De Flore”, Sigur Rós “Svefn-g-englar”, “Andvari”, Alabama Shakes “This Feeling”, Charles Bradley “Victim Of Love”

Жан-Марка Валле можно смело назвать музыкантом в кино — его работы полностью строятся на атмосферном саундтреке, вынуть его — значит вырвать у фильма сердце. Могучая, живительная, душераздирающая музыка — полноценный герой его фильмов, она выстраивает повествование, а не является фоном.

И как тут выбрать один?

Главного героя «Братьев C.R.A.Z.Y.», непохожего на своих старших братьев, унижают за то, что он подражает «долбаному педриле» Боуи, а он делает погромче назло отцу-тирану, а на похоронах представляет себе, как парит над всеми под песню The Rolling Stones. В фильме «Даласский клуб покупателей» Валле расписывается в любви к T.Rex (да-да, тем самым, что поют про похожую на зебру Дебору в «Малыше на драйве»), а причёска одиозного героя Джареда Лето подозрительно напоминает шевелюру лидера группы Марка Болана. К «Дикой» Валле сначала подобрал музыку (Simon & Garfunkel, The Shangri-Las, Леонард Коэн, Брюс Спрингстин), а уже затем подстраивал под неё сюжет (то же проделал Райт в «Малыше на драйве»). В «Большой маленькой лжи», недавно получившей премию «Эмми» как лучший драматический мини-сериал, Валле рифмует классические рок и блюз-композиции с современными, наследующими их традиции. Тут органично сочетаются пронзительный cоул классика Чарльза Брэдли (“Victim Of Love”) и «новичков» Леона Бриджеса “River” и Alabama Shakes (“This Feeling”), ласковые “Pocketful of Rainbows” Элвиса Пресли и “The Wonder Of You” ирландцев The Villagers.

Почти осязаемым героем становится музыка в «Кафе де Флор». «Мне хотелось сделать что-то такое же эпичное и прекрасное, как эта песня», — так из лиричной композиции Мэттью Герберта появилась шокирующе прекрасная история, герои которой сверхъестественным образом связаны между собой. Помимо этого сердце фильма бьётся Pink Floyd (“Speak To Me/Breathe”, “Time”), The Cure (“Faith”, “Pictures Of You”), Sigur Rós (“All Alright”, “Andvari”, “Fljotavik”), Sophie Hunger (“Le Vent Nous Portera”). В общем, этот музыкальный эрудит никого не отпустит без роскошного плейлиста. 


«Чунгкингский экспресс» (1994), «Мои черничные ночи» (2007)

Режиссёр: Вонг Кар-Вай

Кадр из к/ф «Мои черничные ночи»

— Любишь громкую музыку?

— Чем громче, тем лучше. Отвлекает от мыслей.

— Не любишь думать? А что любишь?

— Никогда не думала об этом.

«Чунгкингский экспресс»

Музыкальный минимум: The Mamas & the Papas “California Dreamin’”, The Flying Pickets “Only You”, Norah Jones “Story”, Cat Power “The Greatest”,  Otis Redding “Try A Little Tenderness”,  Neil Young “Harvest Moon”

Вонг Кар-Вай никогда не скрывал тёплых чувств к американской и британской музыке, порою даже называя свои фильмы в честь известных песен («Любовное настроение», «Счастливы вместе»). Испытывая особую любовь к эпохе 50 — 60-х, он часто заимствует хиты тех славных времён: “Only You” The Flying Pickets в «Падших ангелах», джазовые композиции Нэта Кинга Коула в «Любовном настроении» и «2046» и, конечно, рефреном проходящая в «Чунгкингском экспрессе» “Сalifornia Dreamin’” The Mamas and the Papas, которую слушает главная героиня, работающая в американской закусочной и мечтающая оказаться в Америке.

Её (и свои) мечты гонконгский чудотворец воплотил в своём первом и пока единственном англоязычном фильме «Мои черничные ночи», героиня которого отправляется в путешествие по Америке в поисках себя. Голливудский каст (Натали Портман, Джуд Лоу, Рэйчел Вайс), но те же бессонные ночи, закусочные, одиночество и разбитые сердца. И полноценное сердечное признание в любви к американским музыкантам — Кар-Вай приглашает на главную роль джаз-певицу Нору Джонс, обладательницу нескольких «Грэмми», а на эпизодическую — Шарлин Мари Маршалл, более известную как Cat Power. Джонс записала для фильма композицию “The Story”, а Cat Power подарила Кар-Ваю песни “Living Proof” и “The Greatest”. Но даже в компании с современными музыкантами Кар-Вай ударяется в ностальгию с криком отчаяния “Try a Little Tenderness” Отиса Реддинга, неизбывно грустной “Lookin’ Back” Рут Браун, хотя у Нила Янга предпочёл позднюю “Harvest Moon” с одноимённого альбома 1992 года.


«Фанатик» (2000)

Режиссёр: Стивен Фрирз

Кадр из к/ф «Фанатик»

«Я слушал поп-музыку потому, что был несчастным? Или я был несчастным потому, что слушал поп-музыку?»

Музыкальный минимум: 13th Floor Elevators “You’re Gonna Miss Me”, The Beta Band “Dry The Rain”, The Velvet Underground “Oh! Sweet Nutnin’”, Jack Black “Let’s Get It On”, Love “Always See Your Face”

«Фанатик» безумно порадует музыкальных нёрдов — этим уютным виниловым раем заправляют настоящие музыкальные снобы, продающие пластинки только тем, кто умеет отличить Green Day от Stiff Little Fingers и не задающих дурацких вопросов вроде «А нет ли у вас песни “I Just Called To Say I Love You”?» (покупателя с позором выставляют). Эти снобы могут часами спорить из-за музыкальных вкусов, рассуждать о том, можно ли порицать сдавших со временем бывших кумиров, составлять топ песен для разных случаев жизни.

Владелец магазина Роб (Джон Кьюсак) едва сводит концы с концами из-за работающих за бесплатно одиозных продавцов (беспардонного Джека Блэка и интровертного Тодда Луисо), однако в глубине души и сам является таким же заносчивым меломаном, к тому же он занят тем, что пытается оправиться от расставания с девушкой, расставляя пластинки в автобиографическом порядке и мысленно составляя саундтрек к топ-5 своих прошлых неудавшихся отношений.

Стоит ли говорить, что в «Фанатике» бесконечно много радующих душу песен, некоторые из которых вторят наглому непредсказуемому поведению героя Джека Блэка (Katrina Аnd The Waves “Walking On Sunshine”), другие — спокойному меланхоличному Тодду Луисо (Belle and Sebastian “Seymour Stein”, The Beta Band “Dry The Rain”). Приятным сюрпризом станет появление Брюса Спрингстина и поющего Джека Блэка (в реальности у актёра есть рок-группа Tenacious D). Впрочем, он тут чего только не вытворяет. Хочется верить, что где-то и правда существует такой магазинчик, пусть даже и в параллельной вселенной.


«Страна садов» (2004), «Хотел бы я быть здесь» (2014)

Режиссёр: Зак Брафф

Кадр из к/ф «Страна садов»

 «Ты должен послушать эту песню. Клянусь, она изменит твою жизнь»

Музыкальный минимум: The Shins “New Slang”, “So Now What”, Iron and Wine “Such Great Heights”, Zero 7 “In The Waiting Line”, Cary Brothers “Blue Eyes”, Remy Zero “Fair”, Bon Iver “Holocene”

Если герои «Малыша на драйве» знакомятся благодаря песне “Debora” T’Rex, то героев драмы Зака Браффа сводит “New Slang” инди-рокеров The Shins — в холле больницы энергичная Сэм (Натали Портман) натягивает наушники меланхоличному Эндрю (сам Брафф, уверяющий, что такую группу не знает) со словами «Клянусь, эта песня изменит твою жизнь». Не соврёт. А Брафф, конечно, лукавит — саундтрек к фильму составлял сам (за что даже получил «Грэмми» в 2005 году), подбирая трэки, эмоционально рифмующиеся с его настроением во время написания сценария. Музыка и действо в «Стране садов» действительно ощущается как единое целое, окутывающий приятной меланхолией саундтрек идеально описывает душевное состояние героев, а лёгкая невесомая композиция “Let Go” Frou Frou логично завершает их духовные искания и счастливое обретение друг друга.

В «Хотел бы я быть здесь» царят аналогичные настроения (герой —ищущий себя актёр, вновь Зак Брафф словно рассказывает о себе), интонация диктует повторения в лице старых приятелей The Shins (на этот раз группа специально сочинила для фильма песню “So Now What”), Сoldplay (“Wish I Was Here”, написанная в соавторстве с Cat Power) и Cary Brothers (“Fallin’”), дополняя их интимным фолком Bon Iver (“Holocene”, “Heavenly Father”), Badly Drawn Boy (“Shining”) и The Weepies (“Mend”). Кажется, Брафф был одним из первых, кто открыл киномиру инди-рок нулевых во всём его многообразии.

«Страна садов»  «Страна садов»


Кристина Леонтьева