История испанского хоррора в рекомендациях

Кадр из к/ф «Лабиринт Фавна»

Испания никогда не претендовала на роль матери хоррора. В конце XIX и на заре XX века её затмевали жестокий сюрреализм Франции и классический подход Великобритании, а после войны конкуренция только усилилась благодаря итальянцам, американцам и, конечно, японцам. В Испании тем временем шла гражданская война, в результате которой к власти пришёл Франсиско Франко, а вместе с ним жёсткая цензура и культ «традиционных ценностей», что никак не способствовало появлению преисполненных крови и насилия картин.

Испанская школа хоррора — самая молодая в мире. Естественно, громкое слово «школа» подразумевает существование не двух-трёх успешных лент, но целой жанровой традиции со своими особенностями и флагманами. С 1968 года (когда несколько ослабли тиски цензуры) и до середины 90-х испанские режиссёры усиленно навёрстывали упущенное, пробуя на вкус новый для них жанр и наводняя кинорынок огромным количеством третьесортных «ужастиков». Это определённо принесло свои плоды, потому как последние двадцать лет Испания стабильно выпускает качественные хорроры, интересные всему миру. На сегодняшний день испанские фильмы ужасов — почти бренд. Качественные, сбалансированные, атмосферные, они, наконец, нашли своё место в мировом кинематографе.

По случаю премьеры фильма «Обитель теней» Серхио Х. Санчеса мы составили для вас подборку важнейших и наиболее интересных для современного зрителя испанских фильмов ужасов. Что-то подходящее для себя здесь найдёт и ярый поклонник жанра, и неискушённый новичок.


«Поезд ужасов» (1972) реж. Эухенио Мартин

Кадр из к/ф «Поезд ужасов»

Картина служит идеальной иллюстрацией тому, как зарождался испанский хоррор. Фильм вобрал в себя абсолютно всё: классическое гуманоидное «нечто», реагирующее на кресты, молитвы и иконы, замкнутое пространство, балансирование на грани науки (скорее даже «науки») и мистики, жестокие люди, соревнующиеся в своей кровожадности с монстром, радикальный способ борьбы с главным злом.

Сюжетно фильм повествует о некоем существе, вмёрзшем в лёд и найденном экспедицией где-то в Китае. Предположив, что они обнаружили промежуточное звено между обезьяной и человеком, учёные (во главе с Кристофером Ли, исполнившим здесь главную роль) решают отправить гуманоидное нечто в Лондон для дальнейших исследований. Таким образом персонажи перемещаются сначала на вокзал, а потом в поезд. Дорога, как и понятно из названия, ждёт их невесёлая.

В фильмографии режиссёра Эухенио Мартина почти тридцать картин самых разных жанров, но «Поезд ужасов» остался самой известной и впечатляющей из них. Динамичная и выразительная лента продолжает выполнять свою основную функцию спустя 45 лет — она пугает. Всем поклонникам жанра обязательно к просмотру.


«За стеклом» (1987) реж. Агусти Вильяронга

Кадр из к/ф «За стеклом»

Один из самых эмоционально тяжёлых фильмов в мире, смесь ужаса и артхауса, жуткий микс нацизма, насилия и садизма носит название «За стеклом» или «В стеклянной клетке». Эта картина — предвестник испанской хоррор-традиции, она одна из первых получила высокие (для испанских фильмов такого жанра) оценки критиков и зрителей.

Название подразумевает аппарат искусственного дыхания, в котором находится главный герой, он буквально заточен в стеклянной клетке. Его зовут Клаус (Гюнтер Майснер), и сопереживать ему крайне сложно. Дело в том, что Клаус — бывший нацистский доктор, погубивший в своё время немало людей (ещё и самыми извращёнными способами). Запытав очередного ребёнка до смерти, нацист-педофил ломается и предпринимает попытку самоубийства, которая делает из него парализованного инвалида. Но самое страшное начинается с приходом в дом Анхело (Давид Суст) — мальчика, нанятого для ухода за Клаусом. Бывшая жертва, он восхищается собственным мучителем и всеми своими поступками демонстрирует, что готов пойти по его стопам…

Непередаваемая атмосфера ужаса и отталкивающей неправильности происходящего царит от начала и до конца. Мрачность картины преследует зрителя на всех уровнях — от цвето-светового (воцарившаяся в фильме тьма с редкими проблесками холодного света) до звукового (тихие вкрадчивые голоса, саспенс и протяжный шум дыхательного аппарата). Вильяронга не первый и далеко не последний режиссёр, поднимающий тему смены ролей охотника и жертвы, но мало кто кроме него делал это с маниакальной скрупулёзностью и такой дотошной передачей мелочей. Фильм покажет вам каждый последний вздох, каждый полный ужаса крик, угасание каждой жизни в глазах убитых. «За стеклом» подойдёт для киноманов с очень (!) крепкими нервами.


«Дипломная работа» (1996) реж. Алехандро Аменабар

Кадр из к/ф «Дипломная работа»

Дебютная режиссёрская работа Алехандро Аменабара стала знаковой для испанского кинематографа. Это именно тот фильм, с которым испанский хоррор вышел в мир и зарекомендовал себя. В этой картине сохранён баланс самобытности европейского кино и соблюдённых канонов, делающих фильм понятным для зрителей разных стран.

Одна из самых сильных сторон «Дипломной работы» — её сюжет. Юная Анхела (Ана Торрент) пишет диссертацию об аудиовизуальном насилии. В ходе работы она сталкивается с феноменом снафф-муви — порнофильмов, по ходу которых актёров истязают и убивают. Девушка проводит собственное расследование и выясняет, что жестокий убийца учится вместе с ней.

В фильме прекрасно выдержана интрига — он очерчивает круг подозреваемых, между которыми будет метаться героиня, а вместе с ней и зритель. Обманные ходы внушают подозрение — точно ли он убийца? Может, нас ждёт ещё один сюжетный твист?

Убедительная игра актёрского трио не оставит никого равнодушным: напуганная Анхела (Ана Торрент), с позиции которой ведётся повествование, и Чема (Феле Мартинес) с Боско (Эдуардо Норьега), непрестанно перетягивающие одеяло на себя и убеждающие в собственной невиновности.

«Дипломная работа» (в других переводах «Диссертация», «Тезис», «Снафф», «16 мм», «Опасная находка» или «Курсовая») — подходящий фильм для того, чтобы начать интересоваться жанром ужасов. Если вы устали от бесконечных слэшеров, «крошилова» и «рубилова», то этот интригующий, эмоционально вовлекающий фильм для вас.


«Другие» (2001) реж. Алехандро Аменабар

Кадр из к/ф «Другие»

Спустя пять лет после успешной (как в прокате, так и у критиков) «Дипломной работы» Алехандро Аменабар возвращается к жанру ужасов и выпускает настоящий прокатный хит — «Другие».

Хоррор в маске психологического триллера и в стиле старой доброй готики покорил зрителей. По сюжету главная героиня Грейс (Николь Кидман) переезжает со своими детьми в особняк на острове, чтобы переждать Вторую мировую войну. Её муж уехал воевать во Францию, и от него уже давно нет вестей. Из-за того, что сын и дочь не переносят дневной свет, Грейс вместе с ними практически запирается в тёмном доме. Однажды появляются трое новых слуг, и установленный порядок нарушается.

Картина стала самой кассовой (на тот момент) в истории испанского кино. Выдержанная атмосфера и внезапный сюжетный поворот, полностью меняющий отношение к героям, пришёлся по вкусу зрителям по всему миру. Нетрадиционный взгляд на призраков стал той «изюминкой», благодаря которой фильм не канул в Лету вместе с тысячами подобных картин, но неизменно находит отклик в сердцах всё новых и новых киноманов. Традиционный готический хоррор с необычного ракурса, приправленный блестящей игрой Кидман, — вот и весь рецепт отличного фильма ужасов от Аменабара.

Лента подойдёт для любителей готического антуража и Николь Кидман.


«Дагон» (2001) реж. Стюарт Гордон

Кадр из к/ф «Дагон»

Фильм «Дагон» примечателен не в последнюю очередь благодаря своему первоисточнику — повести Говарда Филлипса Лавкрафта «Тень над Иннсмутом». Режиссёр ленты Стюарт Гордон — большой фанат писателя — за свою карьеру снял несколько экранизаций Лавкрафта, но именно «Дагон» обрёл наибольшую популярность. Несмотря на сравнительно небольшой бюджет и довольно наивные (даже по меркам 2001 года) грим и спецэффекты картина держит в напряжении от начала до конца.

Дагон — божество пантеона мифов Ктулху. Именно ему поклоняются жители деревни, в которую герои фильма Пол (Эзра Годден) и Барбара (Ракель Мероньо) идут за помощью после шторма, уничтожившего их яхту. Молодых людей ожидает целый ряд ужасающих открытий…

Даже с таким простым линейным повествованием фильм умудряется удивлять. Мельчайшие детали и жуткие сюжетные твисты перекочевали из повести Лавкрафта в фильм. Сценарист Деннис Паоли (работавший с Гордоном также в фильмах «Извне», «Реаниматор») использовал источник на все 100%. Примечательно, что к моменту выхода фильма сценарию исполнилось уже пятнадцать лет — ни один режиссёр до Гордона не желал за него браться, опасаясь отпугнуть зрителя персонажами-рыболюдьми. К счастью, готовый фильм понравился зрителям, преподав тем самым постановщикам всего мира хороший урок — не нужно бояться экспериментировать.

Пугающих моментов в «Дагоне» не так уж и много — в основном он берёт сюжетом и атмосферой, — поэтому фильм не подойдёт любителям слэшеров или сплэттеров (натурально смакующих кровь и мясо). Повествование развивается достаточно плавно и размеренно, а потому картина вряд ли понравится и зрителям, любящим, когда фильм переходит сразу к делу. Зато «Дагон», скорее всего, полюбят поклонники Лавкрафта и новых идей и образов, облачённых в мрачную форму хоррора.


«Хребет дьявола» (2001) + «Лабиринт Фавна» (2006) реж. Гильермо дель Торо

Кадр из к/ф «Хребет дьявола»

Гильермо дель Торо — мексиканский режиссёр, сценарист и продюсер, культовая личность в современном кино. Практически каждая его работа — событие, абсолютно каждая подлежит пристальному вниманию публики. Ещё во время учёбы в колледже дель Торо задумал фильм ужасов о 12-летнем Карлосе (Фернандо Тиельве), выживающем в приюте, полном реальных и потусторонних угроз. В 2001 году этот сценарий воплощается в фильме «Хребет дьявола», первой части неоконченной трилогии о Гражданской войне в Испании. Как и в случае с другими творениями режиссёра, сюжет картины сложно описать коротко, но даже если это и получается, то сухая аннотация совершенно не передаёт реальное ощущение от ленты. Качественный саспенс, множество загадок, неповторимый авторский стиль позволяют пересматривать картину раз за разом, постоянно открывая для себя что-то новое. «Хребет дьявола» — это именно тот фильм, который лучше один раз увидеть, чем сто раз о нём прочитать. Подойдёт абсолютно всем любителям нестандартного кино, о котором хочется думать ещё долго после просмотра.

Кадр из к/ф «Лабиринт Фавна»

«Лабиринт Фавна» — ещё одна испанская работа Гильермо дель Торо, вторая часть упомянутой выше трилогии, фильм, получивший три оскаровские статуэтки (операторская работа, грим, декорации). Не совсем честно включать его в эту подборку, ведь, строго говоря, картина не относится к жанру ужасов. Это фэнтезийная драма, разворачивающаяся сразу в двух плоскостях: в терзаемой войной Испании и мрачном волшебном мире. Однако сложно найти человека, которого бы не напугал этот фильм. Эмоционально он поддерживает и ещё сильнее нагнетает тон, заданный в «Хребте дьявола». Главную героиню, девочку Офелию (Ивана Бакеро), ужас ожидает на каждом шагу. Жестокость людей соединяется с жестокостью странных магических существ, образуя настоящий ком ужаса, неизбежно застревающий в горле каждого зрителя.

К сожалению, третий фильм, задуманный режиссёром, под названием «3993» так и не вышел. Возможно, однажды дель Торо вернётся к своей старой задумке и доведёт начатое до конца.


«Незваный гость» (2004) реж. Гильем Моралес

Кадр из к/ф «Незваный гость»

Гильем Моралес снял всего две полнометражные картины, одна из которых — «Незваный гость» — определённо заслуживает нашего внимания. Весь фильм состоит из целого набора роковых случайностей (но не каждая из них очевидна), и это скорее плюс, чем минус, ведь стечение обстоятельств порождает сюжет необычный для зрителя, привыкшего к голливудским ужасам.

Молодой мужчина, поругавшись со своей подругой, остаётся один. В определённый момент он начинает подозревать, что в доме, кроме него, есть кто-то ещё. Попытки узнать правду доводят героя до исступления, и он… Нет, пожалуй, это всё, что стоит рассказать о сюжете. Остальное действительно нужно видеть. Главный герой Феликс (Андони Грасиа) сомневается во всех, и даже в собственной вменяемости, а вместе с ним сомневается и зритель. Таинственный незнакомец постоянно ускользает, разжигая интерес и раздражая неудовлетворённое любопытство. Внезапный сюжетный поворот и кардинальная смена точки зрения доводит до нервного смеха. «Незваный гость» — это фильм, который не даст вам оторваться от экрана, вы не сможете нажать на «стоп», не узнав ответ на главный вопрос: кто же находится в доме? и находится ли хоть кто-то?


«Ромасанта: Охота на оборотня» (2004) реж. Пако Пласа

Кадр из к/ф «Ромасанта: Охота на оборотня»

Красивая и кровавая история разворачивается в Испании, в 1850 году. Фильм «Ромасанта: Охота на оборотня» Пако Пласы (да-да, тот самый режиссёр «Репортажа») хорош тем, что в нём есть абсолютно всё, что ожидаешь увидеть в подобной картине. Можно ставить галочки в собственном чек-листе «исторических» хорроров: красивые девушки, костюмы, обаятельный и загадочный злодей, толпа с вилами и ружьями…

По сюжету люди на самом севере Испании напуганы — полчища волков (судя по количеству жертв) стали настоящими хозяевами леса. Только один человек отваживается столкнуться с неизведанным — таинственный Ромасанта (Джулиан Сэндс). Кто же этот герой?

Пусть сюжет и банален, но как режиссёр смакует все эти клише! На выходе получился очень красивый фильм, погружающий зрителя в атмосферу романтизированного XIX века. И хотя каждый поворот предугадывается внимательным и опытным киноманом, всё равно не устаёшь любоваться, кажется, неподдельным ужасом в глазах актрисы Эльзы Патаки («Снежок») и решительными действиями злодея. «Ромасанта: Охота на оборотня» — фильм для любителей хорошо снятых классических фильмов ужасов.


«Детская комната» (2006) реж. Алекс де ла Иглесиа, Джеймс Филлипс

Кадр из к/ф «Детская комната»

Ещё один классический хоррор, но уже другого типа. Режиссёрский дуэт опытного Алекса де ла Иглесиа («Идеальное преступление») и новичка Джеймса Филлипса породил очередную вариацию истории о доме, хранящем в себе некую тайну, и о молодой семье (естественно, с ребёнком), которым пришлось с этой страшной тайной столкнуться.

Фильм входит в проект «6 фильмов, которые не дадут вам уснуть», испанскую версию аналогичной американской антологии. Проект состоит из шести самостоятельных кинолент в жанре мистических фильмов ужасов. Каждая из шести картин в списке достойна внимания, но наиболее интересна именно «Детская комната», третий фильм серии. Её классическая хоррор-основа позволила картине получить самые высокие оценки (в сравнении с остальными лентами серии) и запомниться зрителю, когда остальные пять фильмов уже забыты. «Детская комната» будет интересна всем любителям мистики и ужасов.


«28 недель спустя» (2007) реж. Хуан Карлос Фреснадильо

Кадр из к/ф «28 недель спустя»

В среде любителей фильмов ужасов эта картина не требует представления. В 2002 году вышла первая часть истории под названием «28 дней спустя». Это британский фильм об эпидемии опасного вируса, побуждающего людей к жестоким убийствам. Картина стала своего рода переосмыслением зомби-хорроров, превратив в зомби не мёртвых, а живых людей. Сиквел был вопросом времени, и он, в отличие от оригинала, стал испано-британским проектом. На позицию режиссёра и сценариста пригласили молодого и довольно неопытного испанца Хуана Карлоса Фреснадильо, который, тем не менее, уже успел получить номинацию на «Оскар» за свою короткометражку «Эспосадос».

Вторая часть стала гораздо более конкретной — теперь в основе фильма не глобальная трагедия, а её последствия и судьбы определённых выживающих. В «28 неделях» повествование сосредоточено на семье из четырёх человек, один из которых — жена и мать Эллис — оказывается заражённым.

На примере этой дилогии можно увидеть характерные черты испанского хоррора (а это практически всё, что принципиально отличает второй фильм от первого): концентрация на героях, попытка дать объяснение происходящему ранее, меньше символизма, но больше драматизма. «28 недель спустя», как и его первая часть «28 дней спустя», понравится всем любителям фильмов о всевозможных эпидемиях, в которых люди вынуждены выживать группами.


Серия фильмов «Репортаж»: «Репортаж» (2007) реж. Жауме Балагуэро, Пако Пласа; «Репортаж из преисподней» (2009) реж. Жауме Балагуэро, Пако Пласа; «Репортаж со свадьбы» (2011) реж. Пако Пласа; «Репортаж: Апокалипсис» (2014) реж. Жауме Балагуэро

Кадр из к/ф «Репортаж со свадьбы»

«Репортажи» — это самый настоящий канон, это именно то, что всплывает в головах тысяч людей, когда речь заходит об испанских фильмах ужасов. В то же время «Репортажи», а в особенности первая часть, знамениты не только как удачные хоррор-картины, снятые в Испании, но и как классические представители поджанра мокьюментари (псевдодокументальной съёмки). В этом смысле «Репортажи» прочно вписаны в один ряд с «Ведьмой из Блэр», «Паранормальным явлением» и «Синистером». Важно, что стиль мокьментари здесь не способ сэкономить или просто модная деталь, а сознательно выбранное средство донесения определённой информации. Трясущаяся камера в первых двух «Репортажах» не раздражает, как во многих более поздних голливудских поделках, а становится связующим звеном между зрителем и фильмами.

Сюжетно наиболее тесно между собой связаны две первые киноленты. Снимая репортаж о пожарниках, журналистка Анхела (Мануэла Веласко) оказывается в самом очаге заражения таинственным вирусом, делающим из людей зомби-каннибалов. Действие «Репортажа из преисподней» происходит в ту же самую ночь, сразу после окончания событий первой части. Он является прямым сюжетным продолжением классического «Репортажа» (единственного из четырёх, снятого целиком в виде псевдодокументалистики). Третья часть представляет собой своеобразный спин-офф с большим количеством отсылок к первым частям. Вводятся новые центральные персонажи — жених Колдо (Диего Мартин) и невеста Клара (Летисия Долера), — весело отмечающие бракосочетание в кругу родных и друзей. В определённый момент до них доходит эпидемия, начавшаяся в «Репортаже», и свадьба превращается в кровавую баню. Четвёртая же часть логически завершает события первых фильмов, ставя точку в этой истории (или многоточие, кому как больше нравится).

Эта серия фильмов считается одной из самых удачных в своём жанре. Картины получили высокие оценки (кроме, разве что, третьей части, которую ругали не меньше, чем хвалили) критиков и зрителей. Отдельно хочется отметить обаятельную Мануэлу Веласко, показателем отличной игры которой можно считать постоянно меняющееся отношение к её героине. В фильмах она вызывает то благосклонность, то сочувствие, то недоверие, то восхищение. Примечательно, что её игра заслуживает похвалы даже в первой картине, где она по большей части находится за кадром.
«Репортажи» стоит смотреть целиком, сразу и полностью в компании друзей или в одиночку под одеялом. Словом, неважно как, важно посмотреть эти фильмы — они точно понравятся всем любителям хоррора.


«Временная петля» (2007) реж. Начо Вигалондо

Кадр из к/ф «Временная петля»

Начо Вигалондо — известный в Испании режиссёр и сценарист. Как и многие его соотечественники, он дебютировал с короткометражной картиной и был номинирован за неё на «Оскар». «Временная петля» стала одним из самых его известных фильмов, получив целых 87% положительных рецензий от критиков на портале Rotten Tomatoes.

По сюжету Гектор, самый обычный мужчина (Карра Элехальде), случайно встречает человека с лицом, обёрнутым кровавыми бинтами. Всерьёз опасаясь за свою жизнь, герой убегает и попадает во временной портал.

Жанрово фильм ближе к триллеру, чем к классическим ужасам. В нём почти нет приёмов, которые к XXI веку стали считаться неотъемлемой частью картин этого жанра (в частности скримеров и «бу-эффекта»), а потому «Временная петля» напоминает либо ужасы 50-60-х годов, либо современные триллеры.

Интересно, что в фильме по сути всего четыре персонажа, один из которых, кстати, носит имя режиссёра. Из-за того, что зрителю не приходится запоминать многочисленных героев, ему проще сосредоточиться на перипетиях сюжета (а он здесь довольно заковыристый). В результате в фильме нет никакой «шелухи» вроде лишних диалогов или многочисленных побочных линий, но есть интрига, сохраняющаяся до последней сцены. Фильм подойдёт для фанатов опасных приключений во времени.


«Красные огни» (2011) реж. Родриго Кортес

Кадр из к/ф «Красные огни»

Ещё один фильм, мечущийся между интригующим триллером и мистическим хоррором. По сюжету двое героев в лице женщины – учёной Маргарет (Сигурни Уивер) и её ассистента Тома (Киллиан Мёрфи) занимаются разоблачением псевдомедиумов, экстрасенсов и прочих шарлатанов. Маргарет широко известна, но и у неё есть предел возможностей. Популярный слепой экстрасенс Саймон Сильвер (Роберт Де Ниро) по всем признакам похож на настоящего медиума, и героиня не может к нему даже подступиться. Тогда Том берёт его разоблачение на себя.

Фильм успешно создаёт атмосферу напряжённости и наращивает её вплоть до самой кульминации, переворачивающей всё с ног на голову. Звёздное актёрское трио выложилось по максимуму, заставляя едкими ухмылками и стреляющими взглядами поверить в реальность противостояния.

«Красные огни» оставили равнодушными критиков, зато очень полюбились публике, что, впрочем, не помешало картине провалиться в прокате. Но если вас интересует тема истинности-ложности экстрасенсорных способностей, то вам точно понравится этот фильм.


«Истребитель зомби» (2011) реж. Алехандро Бругуес

Кадр из к/ф «Истребитель зомби»

Бодрый испанский трэш о зомби-апокалипсисе и «традиционной» борьбе с ним. Действие происходит на Кубе, где двое сорокалетних героев, Хуан (Алексис Диас де Вильегас) и Ласаро (Хорхе Молина), находят способ бороться с зомби, которых местные считают политическими диссидентами.

В фильме очень сильна комедийная составляющая, причём юмор здесь довольно разнообразный. В оригинале картина называется «Juan de los muertos» («Хуан мертвецов»), что явно отсылает к фильму 2004 года «Рассвет мертвецов» Зака Снайдера. Именно её «Истребитель зомби» во многом пародийно копирует.

Фильм понравится любителям посмеяться и добротного экшна. Рекомендуется к просмотру всем, кто уже оценил ленты «Зомби по имени Шон» и «Скауты против зомби», а теперь ищет что-то похожее.


«Мама» (2013) реж. Андрес Мускетти

Кадр из к/ф «Мама»

Если вы читаете (всё ещё!) эту статью, значит, вы явно неравнодушны к фильмам ужасов. А это, в свою очередь, значит, что вы вероятно уже успели посмотреть вышедшую в сентябре экранизацию романа Стивена Кинга «Оно». Вне зависимости от того, понравился фильм или нет, вам стоит ознакомиться с дебютной полнометражной режиссёрской работой Андреса Мускетти (постановщика фильма «Оно») — картиной «Мама».

Во-первых, вам наверняка интересно, как Мускетти работает с оригинальным сценарием (к тому же, он был одним из его авторов). Даже если нет, то, во-вторых, «Мама» гораздо больше похожа на классический хоррор, чем «Оно». На него самой популярной реакцией людей, поглощающих все «ужасные» новинки, от «Заклятий» до «Пилы», было протяжное и чуточку разочарованное «здорово, но совсем не страшно…» Так вот в «Маме» страшно. Причём «страшно» в классическом понимании — здесь есть все характерные для ужасов ухищрения: скримеры, саспенс, темнота, мерзость и много чего ещё.

Далее, в фильме главную роль играет не абы кто, а Джессика Честейн («Самый пьяный округ в мире», «Интерстеллар»). В картине также снялся опытный датский актёр Николай Костер-Вальдау, сыгравший в остросюжетных «Охотниках за головами», а широкой публике знакомый по роли Джейме Ланнистера в сериале «Игра престолов».

Картина «Мама» оригинально эксплуатирует популярное в хоррорах клише — жутковатые дети, с которыми явно что-то не так. Вся соль здесь именно в подходе, новой вариации классики. По сюжету двух девочек находят в заброшенной хижине. Сирот забирает к себе брат их отца (Костер-Вальдау) со своей молодой женой (Честейн). Уже дома выясняется, что к детям приходит кто-то, кого они называют мамой…

Фильм «Мама» стоит посмотреть всем, кто очень любит мистические ужасы, а также всем киноманам, желающим вовремя ознакомиться с дебютной работой восходящей звезды на небе хоррора — Андреса Мускетти.


«Гнездо землеройки» (2014) реж. Хуан Фернандо Андрес, Эстебан Роэль

Кадр из к/ф «Гнездо землеройки»

Фильм «Гнездо землеройки» — очень кровавая история о двух сёстрах (исполненных Макареной Гомес и Надей Де Сантьяго), одна из которых страдает агорафобией (боязнью открытого пространства). Конфликт начинается с появлением в их жизни молодого Карлоса в исполнении Уго Сильвы («Тело», «Человек из песка»).

Это полностью испанская картина, созданная молодыми режиссёрами вместе с опытными актёрами, настоящими испанскими звёздами. Её можно условно разделить на две части, одна представляет собой психологический триллер, другая — жестокую непрерывную резню. При этом сюжет развивается плавно, постепенно приоткрывая одну тайно за другой, перебрасывая симпатии зрителя от персонажа к персонажу.

Динамичная лента, полная агрессии и насилия понравится зрителям, спокойно воспринимающим реки крови на экране. Запутанное, напряжённое и предельно личное повествование, сконцентрированное на героях и их взаимоотношениях, наверняка напомнит вам «Мизери» Роба Райнера, только с испанским колоритом.


«Питомец» (2016) реж. Карлес Торренс

Кадр из к/ф «Питомец»

Как вы уже могли понять, испанские киноделы любят поместить героев в нестандартные, сложные обстоятельства, а потом пристально наблюдать, как они из них выпутываются, как меняются, как (в случае с хоррорами) они ломаются и доходят до безумия. Картина «Питомец» в этом плане — наследница лучших испанских традиций.

Фильм подкреплён довольно сильными зарубежными актёрами: немцем Домиником Монахэном, сыгравшем в ряде неплохих фильмов и сериалов, но в основном известным как Чарли из «Остаться в живых», и латышкой Ксенией Соло, примечательной в роли Вероники из «Чёрного лебедя». Практически вся картина — это их своеобразная мрачная дуэль, извращённо названная любовью. Мрачная, причём, во всех смыслах — в фильме едва ли наберётся больше пары сцен в хорошо освещённых декорациях и без нагнетающей мелодии (или нагнетающей тишины).

Сюжет прост и одновременно небанален. Главный герой Сэт (Монахэн), одержимый любовью к Холли (Соло), крадёт девушку и заточает её в металлической клетке.

Поклонникам умного кино «Питомец», скорее всего, покажется размытым, мало времени уделившим мотивации и структурно простым. В то же время любители жанра оценят сочетание чрезвычайной динамичности повествования и содержательности. Оригинальная задумка, убедительная актёрская игра и неожиданная концовка позволяют закрыть глаза на некоторые логические проблемы фильма. Смотреть стоит всем любителем эмоционального психологического противостояния.


«Дикая история» (2016) реж. Алекс де ла Иглесиа

Кадр из к/ф «Дикая история»

Напоследок хочется порекомендовать относительно новый фильм, вышедший в России в июле прошлого года. Это история, по своей форме отсылающая к мексиканской трагикомедии Луиса Бунюэля «Ангел-истребитель»: несколько людей оказываются запертыми в замкнутом помещении и пытаются из него выбраться.

У Алекса де ла Иглесиа повествование сохраняет двойственную натуру. Обстоятельства, вынуждающие героев оставаться в кафе, — это хоррор-составляющая картины. Гротескные образы отвечают за комедийную часть. Смешны даже не столько персонажи сами по себе, а их вынужденное взаимодействие. Совершенно неузнаваем Марио Касас («Три метра над уровнем неба») с хипстерской бородкой. Достойно восхищения перевоплощение Хайме Ордоньеса («Физика или химия», «Танцы под звёздами») в безумного бомжа. 

Это фильм не о монстрах, призраках или зомби. «Дикая история» рассказывает об обычных людях, которые раскрываются при появлении реальной угрозы жизни. Отдающая фарсом картина смотрится довольно легко, но заставляет при этом задуматься о насущных вопросах, о том, кто мы такие без всех наших социальных масок и условностей. «Дикую историю» интересно будет посмотреть всем любителям небанальных фильмов ужасов.

Фото: Lions Gate International, Esperanto Filmoj, Granada Films, T.E.M. Productores S.A., Los Producciones del Escorpion, Miramax Films, Estudios Piccaso, Anhelo Producciones, Canal+ España, Filmax, DNA Films, Fine Productions, Antena 3 Films, Producciones de la 5ta Avenida, De Milo, Revolver Picture Company, Atresmedia Cine




Яна Крисюк