«Мне нравятся запутанные персонажи»

Ева Грин родилась в Париже 6 июля 1980 года на две минуты раньше своей сестры-двойняшки Джой. Отец Евы – швед Вальтер Грин, дантист, мать – французская актриса Марлен Жобер, снимавшаяся у Жана-Люка Годара, Клода Шаброля, Луи Маля, Рене Клемана и Клода Лелуша. Зная обо всех трудностях кинобизнеса, Марлен совсем не хотела, чтобы дочери, и особенно закрытая и чувствительная Ева, шли по её стопам, тем не менее, именно Ева в подростковом возрасте загорелась актёрской профессией. По словам Грин, на её желание стать актрисой повлияла не карьера матери (тем более что к моменту рождения девочек Жобер практически перестала сниматься), а стремление справиться с чрезмерной застенчивостью и образ Изабель Аджани в фильме «История Адели Г.» – неистовой, страстной, способной на безрассудства и авантюры. Еве захотелось быть такой же – если не в жизни, то хотя бы на экране. В пятнадцать лет она перекрасила волосы из русого в чёрный и начала учиться: три года посещала курсы Евы Сен-Поль, где царила строжайшая атмосфера, и студентам преподавали не только актёрское мастерство, но также музыку и танцы, а затем отправилась в Лондон, где окончила курсы повышения квалификации в престижной Академии драматического искусства Уэббера Дугласа. Вернувшись в Париж, Грин начала театральную карьеру, и довольно успешно, но успела принять участие лишь в нескольких постановках, так как в её жизни появилось Кино…

Дебютом Евы на большом экране стала картина «Мечтатели» (2003) признанного итальянского мастера Бернардо Бертолуччи. Первая же роль – и сразу ведущая, из тех, что моментально задают планку, определяют судьбу, позволяют в дальнейшем выбирать только лучшее. Действие фильма происходит в Париже в самый разгар массовых волнений 1968 года. Изабель (Грин), её брат-близнец Тео (Луи Гаррель) и их новый друг, студент-американец Мэттью (Майкл Питт), одержимы кинематографом, долгими разговорами и необычными исследованиями собственной чувственности. В замкнутом пространстве огромной квартиры, втроём, они создают свой мир – свободный, сладкий, болезненный и иллюзорный, а их отношения друг с другом напоминают сложную игру, почти сплошь пронизанную кинозагадками, инсценировками, цитатами из классических фильмов…

Мечтатели

Благодаря «Мечтателям» Ева счастливо избежала долгого, знакомого многим начинающим актёрам пути крошечных появлений в фильмах и эпизодических ролей в телесериалах. Хотя всё могло сложиться иначе. Мама Грин, отец и даже её собственный агент уговаривали Еву отказаться от роли – итальянец Бертолуччи слыл требовательным и жестоким диктатором, у всех на слуху была история о психологической травме, полученной на съёмках «Последнего танго в Париже» исполнительницей главной роли Марией Шнайдер, даже сам Марлон Брандо, партнёр Шнайдер по фильму, говорил, что после работы с Бернардо чувствовал себя изнасилованным. А тут – двадцатидвухлетняя девушка, первая работа в кино – и сразу такая..! Невероятно сложная роль – и морально, и с точки зрения актёрской профессии. В картине, пропитанной эротикой. Героиня Евы, Изабель, – смелая и дерзкая, эпатажная, но вместе с тем – невероятно хрупкая, нежная, откровенная, тонкая. Грин знала, что, принимая предложение режиссёра, ей предстоит не только передать на экране все оттенки природы Изабель, но и обнажиться, пережить непростые сексуальные сцены. Тем не менее, Ева настаивала – нельзя отказать самому Бертолуччи. Она согласилась на роль и позже никогда об этом не жалела. «Да, конечно же, мне было страшно. Но затем я приняла вызов и перестала задумываться об этом. Это был самый лучший опыт в моей жизни. У меня не было ощущения, что мы снимаем фильм. Мы с Бертолуччи слушали музыку, обедали с ним, говорили о фильмах 60-х и 70-х. Это было похоже на сон…», – вспоминает Грин в одном из интервью. Бернардо совсем не походил на деспота: он почти не репетировал с актёрами, стремясь сберечь их юную свободную непосредственность, и относился к ним, как к собственным детям. Позже Ева ещё не раз назовёт его «вторым отцом», говоря о «Мечтателях», как о первой любви, которую невозможно забыть.

Мечтатели

Итак, Грин узнали, заметили. Признали одной из самых красивых европейских актрис. Она приняла участие в съёмках французской приключенческой картины «Арсен Люпен» (2004) и масштабной исторической драмы Ридли Скотта «Царство небесное» (2005). Но весь мир заговорил о Еве немного позже, в 2006 году, когда на экраны вышел двадцать первый фильм «бондианы» – «Казино Рояль». Грин раз за разом отклоняла предложения стать «девушкой Бонда», пока, наконец, ей не прислали сценарий, который актрисе понравился. Стало ясно, что в этот раз готовится нечто особенное, и от спутницы британского агента потребуется значительно больше, чем просто красота. Еву не мог не привлечь образ Веспер Линд – «шкатулки с секретом», умной, загадочной, сложной, и обольстительной. Той единственной, которую Бонд полюбил. Абсолютно непохожей на череду нескончаемых подружек 007, к которым Грин так скептически относилась. Дуэт Евы и Дэниэла Крэйга, сыгравшего Бонда впервые, покорил и зрителей, и кинокритиков, а Грин окончательно утвердилась в статусе роковой обольстительницы, хотя, между прочим, для этого ей даже не пришлось раздеваться!

Казино Рояль

Исполнив небольшую роль предводительницы северных ведьм Серафины Пеккалы в семейном фэнтези Криса Вайца «Золотой компас» (2007), Ева сосредоточилась на малобюджетных, независимых проектах. Она искала сложных образов и интересных сценариев, тесного эмоционально-психологического контакта с режиссёрами, чего зачастую не мог дать Голливуд, где созданием практически каждого фильма крупные киностудии руководили больше, чем авторы картин.

Дебютный фильм британского режиссёра и сценариста Джеральда МакМорроу, фантастический нуар-триллер «Франклин» (2008), позволил Грин воплотить свои актёрские желания. Действие картины, происходящее одновременно в Лондоне наших дней и стимпанковском «параллельном городе» будущего, соединяет судьбы четырёх героев – жаждущего мести безжалостного детектива Приста (Райан Филипп), ищущего пропавшего сына старика Эссера (Бернард Хилл), тоскующего о чистоте первой любви романтика Майло (Сэм Райли) и студентки факультета искусств, прекрасной Эмилии (Ева Грин), чьё творчество пронизано суицидальными мотивами. Ева не раз говорила, что ей нравится играть женщин с частичкой безумия, странных и необычных, и в этом смысле Эмилия из «Франклина» – просто квинтэссенция подобного образа. Одержимая мыслями о смерти, каждую новую попытку убить себя она превращает в магнетическое, завораживающее представление, в искусство, красоту. «Франклин» стал первым (но, как увидим, далеко не последним) фильмом, где Грин исследует тёмную сторону души человеческой, и делает это так мастерски, что дух захватывает. Картина необычна и тем, что в фантастическом мире МакМорроу, размывающем связи между иллюзорным и действительным, идеями и реальными событиями, Ева играет и ещё одного персонажа («как шизофреник!», – смеётся она) – жизнелюбивую и остроумную Салли, девушку-символ, воплощение той самой первой и чистой любви, о которой грезит один из героев фильма.

Франклин

Драма «Трещины» (2009) Джордан Скотт, дочери режиссёра Ридли Скотта, подарила Еве не менее запутанный, многослойный и невероятно интересный для актёрского изучения образ. В Англии 1930-х героиня Грин, мисс Джи, преподаёт плавание в элитной школе-интернате для девочек. Яркая, смелая, харизматичная учительница становится кумиром юных леди, ради неё стремящихся становиться всё лучше. В строгой атмосфере интерната мисс Джи, будто олицетворяющая собой свободу, дух странствий и приключений, учит девочек, что главное в жизни – это желание, и нет ничего невозможного для человека, сильно желающего. С приездом новенькой ученицы – независимой и грациозной испанки Фиаммы (Мария Вальверде), всё внимание мисс Джи сосредотачивается на ней. В отличие от остальных девочек, на родине Фиамма успела пережить и первую любовь, и радости путешествий, что делает её не столь чувствительной к рассказам всеобщей вдохновительницы, но равнодушие Фиаммы лишь усиливает тягу мисс Джи, её настойчивое стремление очаровать девушку… Уже в начале фильма героиня Грин кажется сложной, но первое впечатление – такая малость по сравнению с тем, какой мисс Джи оказывается в конце. Ева не раз говорила, что очень любит «Трещины» и сожалеет о том, что немногие эту картину видели: «Я тотчас же влюбилась в сценарий, который передала мне Джордан. История невероятно захватывающая, а мисс Джи – потрясающий персонаж психологической драмы. Она обворожительна и вместе с тем неоднозначна, порой вы любите её, порой ненавидите, и это прекрасно для актёра, так как позволяет передать разные краски».

Трещины

Фильмографию Евы Грин продолжили вышедшие вслед за «Трещинами» независимые драмы «Чрево» и «Последняя любовь на Земле». В картине венгерского режиссёра Бенедека Флигауфа «Чрево» (2010) героиня Евы Ребекка клонирует своего погибшего возлюбленного (Мэтт Смит), вынашивая, а затем воспитывая, с младенчества до юношества, его точную копию. Необычный сюжет фильма на экране не выглядит чересчур фантастичным, а сама история начинает казаться предельно естественной. Здесь нет ответов на моральные вопросы, хотя сами вопросы, безусловно, есть. Но с самого начала понятно – картина не для них, она – не социальное высказывание. Её важнее просто созерцать: холодные пейзажи, камерную, сонную и слегка меланхоличную атмосферу, и, конечно, саму героиню Евы – противоречивую, целеустремлённую и, вместе с тем, застенчивую и замкнутую, образ которой создавался в тесном сотворчестве Грин с режиссёром. На вопрос интервьюера, что бы она, как человек, знающий и понимающий фильм со всех сторон, сказала о нём зрителям, Ева ответила: «Прежде всего, это очень простая и страстная история. Про любовь. Она про природу любви. И она прекрасна, я очень ей горжусь. Мне кажется, всё».

Как видно уже из названия, центральная тема фильма Дэвида Маккензи «Последняя любовь на Земле» (2011) та же, что и в «Чреве», хотя оригинальный заголовок картины, «Совершенное чувство» (Perfect Sense), ещё точнее передаёт смысл задумки автора. Сьюзан и Майкл, герои Евы Грин и Юэна МакГрегора, влюбляются друг в друга на фоне глобальной катастрофы, загадочной эпидемии, поразившей человечество. Люди теряют все чувства по очереди – обоняние, вкус, слух, затем зрение… Но именно любовь, как мы видим в финале картины, оказывается самым совершенным из всех чувств, до последнего не оставляя героев, её испытывающих. По словам Евы, в фильме Маккензи её привлекли провокационно-необычный сюжет, а также возможность сняться с Юэном МакГрегором, которая показалась ей довольно соблазнительной.

Последняя любовь на Земле

Возвращение Евы Грин к более масштабным проектам ознаменовалось выходом на экраны комедийного фэнтези Тима Бёртона «Мрачные тени» (2012) – киноадаптации одноимённого готического телесериала 1966-1971 гг. Инициатором создания картины выступил Джонни Депп, с детства помешанный на главном герое сериала – вампире Барнабасе Коллинзе. Мечтая сыграть Барнабаса, Депп выкупил права на шоу и убедил своего давнего друга Тима Бёртона заняться ремейком. Грин оригинальный сериал не видела, но давно мечтала о сотрудничестве с Бёртоном, и тут – «невероятная удача, подарок судьбы!». Ей даже не пришлось проходить кинопробы, Тим просто позвал Еву поговорить, после чего она была утверждена на роль ведьмы Анжелики Бушар. Именно Анжелика, страдая от неразделённой любви к Барнабасу Коллинзу, превращает его в вампира. Более того, она сталкивает с обрыва невесту Барнабаса, а его самого хоронит заживо, но даже два века спустя, когда в результате строительных работ Коллинза нечаянно откапывают, выясняется, что страсть бессмертной немезиды ничуть не угасла, и она продолжает желать и ненавидеть Барнабаса, перемежая попытки соблазнения с убийственными атаками. История забавная, красочная и сумасшедшая, таким же, по словам Евы, был и сам съёмочный процесс, во время которого актёры и «наимилейший» режиссёр веселились как дети. В образе Анжелики Грин удалось воплотить полукомедийную героиню, этакую «дрянную Барби», разошедшуюся на полную катушку, что ей безумно понравилось: «Она замечательный персонаж: очень саркастична, очень непочтительна, у нее великолепное, тёмное чувство юмора. А всё плохое, что она делает, идёт от невероятной любви к Барнабасу, который разбил ее сердце. В ней определённо есть что-то человеческое».

Мрачные тени.jpg

В течение следующего года Еве Грин (впервые в жизни!) пришлось изнурять себя ежедневными тренировками, протеином, овощами и запретом на алкоголь. Таковы были правила – её пригласили на роль воительницы Артемисии, командующей персидского флота, в пеплум Ноама Мурро «300 спартанцев: Расцвет империи» (2014) – мидквел блокбастера Зака Снайдера «300 спартанцев» (2007). Еву необычайно привлёк образ её героини – гречанка по рождению, Артемисия, тем не менее, одержима желанием отомстить землякам, так как именно воины-соотечественники убили всю её семью, а её саму ещё ребёнком сделали рабыней, игрушкой для плотских утех, после чего выбросили на улицу умирать. Царь Персидской империи спас и воспитал Артемисию, вырастил её воином, и теперь, командуя флотилией в греко-персидских сражениях, она исполняет свою собственную миссию – уничтожить всех греков до единого. Пережитые унижение, боль и предательство сделали Артемисию по-настоящему безумной, стальной. Соглашаясь на эту роль, Ева бросила себе вызов – воплотить персонажа, прямо противоположного её собственной природе: «Я не такая самоуверенная в обычной жизни, и мне нравится играть сильных женщин, потому что мне бы хотелось быть как они в реальности. Вообще я довольно испуганный человек, поэтому это мечта – быть смелой на экране, даже грубой и злой». Образ бесстрашной и безжалостной воительницы потребовал от Грин, в обычной жизни ощущающей себя «маленькой птичкой», преодоления физического и морального – важно было не только выглядеть воином (хотя большинство трюков Ева выполнила самостоятельно), но и передать чрезвычайно сильную ауру Артемисии. В итоге на экране (вот оно, мастерство актёра!) Грин выглядит настолько органично, что кажется, будто никаких усилий такое перевоплощение не потребовало.

300 спартанцев Расцвет империи

С момента своего дебюта Ева Грин, тщательно выбирая сценарии и образы, снималась по одной картине в год, но 2014-й оказался для актрисы невероятно плодотворным – вслед за «Расцветом империи» на экраны вышли ещё три фильма с её участием (детективная драма «Белая птица в метели», датский вестерн «Спасение» и долгожданный сиквел «Города грехов»), а телеканал Showtime запустил хоррор-сериал «Страшные сказки», где Грин исполнила одну из ведущих ролей.

В независимом фильме Грегга Араки «Белая птица в метели» Ева играет маму 17-летней девушки, хотя на самом деле разница в возрасте между ней и актрисой-«дочерью» Шейлин Вудли всего десять лет. Грин переживала, что их отношения будут выглядеть неправдоподобными, но Араки успокоил Еву, заверив, что фильм будет немного сюрреалистичным, а другая причёска позволит сделать её героиню визуально старше. Персонаж Евы, Ив, в один из вечеров таинственным образом исчезает, а причины и предыстория случившегося раскрываются зрителю в форме флэшбеков, снов и воспоминаний. В этой череде сменяющих друг друга образов героиня Грин проходит свой собственный путь взросления, из двадцатилетней беззаботной девушки превращаясь в эгоистичную, неуправляемую, раздавленную бытом, стабильностью и несбывшимися мечтами домохозяйку, не дающую покоя своим родным. Птица в клетке, женщина на грани, привлекшая Еву своей эмоциональной нестабильностью: «Мне было бы скучно играть кого-то нормального. Мне нравятся герои со странностями, женщины, в которых есть частичка безумия или что-то необычное. И потом, эта история наполнена болью, и в ней есть замечательный конфликт с дочерью. Меня это очень тронуло».

Белая птица в метели

Роль Евы Грин в вестерне «Спасение» датского режиссёра Кристиана Левринга не самая масштабная, большая часть экранного времени здесь отдана мужчинам, в первую очередь Мадсу Миккельсену и Джеффри Дину Моргану. Но не упомянуть об этой работе Грин невозможно: в фильме Ева не разговаривает, её героине Принцессе индейцы во времена столкновений с белыми отрезали язык. Стоит ли говорить, что «немой» образ, являющийся при этом ключевым для развития сюжета, требует в разы большего актёрского искусства – все эмоции здесь выражает тело, жест, взгляд. Грин не произносит ни слова, но зритель чуть ли не на физическом уровне ощущает боль, страх и ненависть Принцессы. Критики единодушно отметили высочайшее профессиональное мастерство Евы, подчеркнув, что в эпоху немого кино она была бы не менее блистательна, чем сегодня.

Спасение

Опасной, обольстительной и роковой Ева Грин бывала на экранах нередко, но именно образ Эвы Лорд из фильма Роберта Родригеса и Фрэнка Миллера «Город грехов 2: Женщина, ради которой стоит убивать» помог ей предстать в сверхклассическом воплощении femme fatale, соблазняющей и манипулирующей. Ну, в общем, той, ради которой убивать и стоит, и без которой нуар – не нуар. Родригес и особенно придумавший героиню Миллер, автор комиксов, перенесённых на экран обеими картинами, очень волновались, пытаясь найти подходящую актрису на роль Эвы Лорд. Оба понимали, что если Эва не будет идеальной – не получится и весь фильм. По словам Фрэнка Миллера, эта женщина должна была воплотить «самые восхитительные мечты каждого мужчины, ставшие явью, и одновременно самый страшный его кошмар». Роберт и Фрэнк вздохнули с облегчением, сделав первый же дубль с Евой Грин. Их мнения совпали – Ева была безупречна. Именно та, кто им нужен. Готовясь к съёмкам, Грин пересмотрела огромное количество нуар-фильмов, чтобы суметь передать на экране ту самую, характерную для Барбары Стэнвик и Бетт Дэвис, дуальность монстра и соблазнительницы, и лучше почувствовать свою героиню: «Она экстремальна и очень одинока, настоящая роковая женщина. Эва Лорд доминирует над мужчинами, она – колдунья, хамелеон, который может изменять себя, чтобы воплотить любое мужское желание. Внутри неё живёт множество разных женщин, и было так здорово играть их всех! Быть слабой девушкой, принцессой, богиней, стервой… Очень весело!»

Город грехов 2 Женщина, ради которой стоит убивать

Пару месяцев назад Ева Грин завершила съёмки в хоррор-сериале «Страшные сказки» (2014-2016), действие которого происходит в викторианском Лондоне XIX века, где обитают герои из разных эпох, знакомые многим по ключевым произведениям британской мистической литературы и фольклора – Дориан Грей, граф Дракула, Франкенштейн и его монстр... «Страшные сказки» – не первый для Евы опыт работы на телевидении: в 2011 году она снималась в сериале «Камелот» о короле Артуре, где играла сводную сестру короля – прекрасную, амбициозную и безжалостную ведьму Моргану. Персонаж Грин в «Страшных сказках» во многом напоминает Моргану – загадочная медиум Ванесса Айвз также одержима тёмными силами. «У неё внутри живут демоны, она очень уязвима, почти потеряна. Ванесса чувствует себя покинутой богом и замученной дьяволом, она напугана, она как узница», – рассказывает Ева о своей героине. Вот только если Моргана из «Камелота» остаётся тёмной до самого конца, то Ванесса, по словам Грин, борется, чтобы добраться до света, проходя при этом через удивительные приключения. Ева всегда стремилась к экспериментам над собой, к актёрским откровениям и освобождающему опыту погружения в персонажа, к выбору образов, психологически трудных, требующих предельной отдачи. Приняв приглашение на роль Ванессы Айвз, Грин получила всё это в максимальном объёме: «Мне нравится играть многоуровневых, экстремальных персонажей, но эта героиня выходит за рамки нормального и, кажется, я должна как-то защищать себя. Я обожаю эту работу, это одна из самых интересных ролей, которые мне доводилось играть, но я боюсь, что могу оказаться в сумасшедшем доме после этого телешоу. Поэтому жду не дождусь, когда лягу на пляже и закажу себе текилы», – шутит актриса.

Страшные сказки.jpg

Что ж, видимо, в перерывах между съёмками «Страшных сказок» Еве всё-таки удавалось восстанавливать силы, потому как уже совсем скоро её поклонников ожидает новый подарок! Творческий союз с Тимом Бёртоном возобновился, и в октябре на экраны выйдет фэнтези-фильм «Дом странных детей Мисс Перегрин», где прекрасная мадемуазель Грин появится в главной роли – не менее интригующей, чем обычно.


Анастасия Глушакова