Актёры, которые решили попробовать себя в режиссуре

Клинт Иствуд

Кино — это не только искусство, но и очень прибыльный бизнес. Индустрия уже давно освоена крупными студиями, вынужденными во главу угла ставить финансовое планирование. В этой мешанине идей и денег люди иногда неизбежно становятся расходным материалом. Реально влиять на рабочий процесс и на качество результата (уберегая его от клейма «продукт») может ограниченный круг лиц — продюсеры и (не всегда) режиссёры. Это одна из двух основных причин, по которым абсолютное большинство вхожих в индустрию людей стремится на верхушку этой иерархии. Вторая причина очевидна — потребность в высказывании. Особенно это характерно для опытных актёров, постоянно рассказывающих чьи-то истории, пропуская их через себя и проживая по-настоящему. Неудивительно, что в этих людях однажды просыпается потребность сказать своё слово.

У кого-то получается лучше, у кого-то хуже, у кого-то не сразу, а у кого-то лишь единожды. Так или иначе, актёры, дебютирующие в режиссуре (а позже они зачастую и осваивают профессию продюсера), привлекают гораздо больше внимания прессы и публики, чем монтажёры, сценаристы и выпускники киношкол. И в этом тоже нет ничего странного. Если продюсеры — мозг кинематографа, а режиссёры и сценаристы — его сердце, то актёров можно считать его лицом. Харви Вайнштейн стал известен далёким от кино людям лишь после скандального окончания карьеры, тогда как аналогичная история с Кевином Спейси повлекла куда более эмоциональную реакцию. Повышенное внимание, повышенные требования — ставки актёров-режиссёров крайне высоки, в случае провала пресса и зрители презрительно скажут: «Лучше бы делал(а), что умеет».

В апреле вышли сразу две громкие премьеры от тех, кого мы привыкли наблюдать в кадре (и — сюрприз-сюрприз — в своих картинах они не лишают нас такого удовольствия): «Тихое место» «того парня из “Офиса”» Джона Красински и «Тренер» «надежды русского кино» Данилы Козловского. Обе картины оказались весьма достойными и на радость создателям уверенно стартовали в прокате. В контексте нашего сегодняшнего разговора интереснее работа Козловского — актёр впервые занял режиссёрское кресло. Давайте по такому случаю вспомним именно полнометражные дебютные работы хорошо всем знакомых актёров-режиссёров.

Джон Кассаветис — «Тени» (1959)

Джон Кассаветис


Джон Николас Кассаветис известен современной широкой публике в основном по своим ролям Гая Вудхауза из «Ребёнка Розмари» и Бена Чилдресса из «Ярости». Киноманами же он почитается как отец американского независимого кино, использовавший свои деньги и влияние для развития кинематографа. Кассаветис разрывался между необходимостью сниматься в неинтересных ему проектах и желанием создавать такие фильмы, каких раньше никто не видел (а многие и смотреть не захотят).

Уже позже его работы повлияют на Мартина Скорсезе, Джима Джармуша, Аки Каурисмяки, Жан-Люка Годара и других выдающихся кинодеятелей, но в далёком 1957-ом его затея с «Тенями» казалась, как минимум, странной. Фильм «Тени» задумывался как визуализация мимолётной фантазии, позже развитой в мелодраматичную историю о выживании чёрных в мире белых. Безуспешно пытаясь найти средства на съёмки, Кассаветис признался в радиоэфире, что мечтал бы видеть кино картины, созданные людьми, а не голливудскими дельцами. «Если люди хотят посмотреть фильм про людей, они могут просто дать немного денег», — прозвучал бесхитростный призыв. И на следующий день ему понесли деньги. За неделю были собраны 2,5 тысячи долларов, и Кассаветис со своей командой снял целых две версии «Теней»: первую показывали в США в 1958-ом, вторая годом позже уехала в Европу.

Сам Кассаветис говорил, что закончить «Тени» было не так уж и важно, так же как неважно было, насколько хорошим получится фильм. Превыше всего он ставил саму «творческую работу». И много позже, снимая «Лица», «Мужей», «Женщину не в себе», все-все свои работы, он даже не собирался потакать зрителям, подстраиваясь под интересы публики.

«Я снимаю фильмы, которые не должны угождать всем и каждому; вообще-то многим людям мои фильмы причиняют боль. Я считаю, что добился своего, если заставил зрителей хотя бы что-то почувствовать — что угодно».

Клинт Иствуд — «Сыграй мне перед смертью» (1971)

Клинт Иствуд


Когда где-то говорят об актёрах-режиссёрах, в первую очередь всегда вспоминают именно его — Клинта Иствуда. Позже будут «Гран Торино», «Малышка на миллион», «Подмена», «Письма с Иводзимы», но к 1971 году Иствуд был для всех положительным героем множества вестернов и звездой культовых картин Серджио Леоне — «За пригоршню долларов», «На несколько долларов больше», «Хороший, плохой, злой». Решив встать по ту сторону кинокамеры, Иствуд проявил завидную последовательность и упорство. Как постановщик он целиком погружался (и погружается) в каждую из своих многочисленных картин — но ненадолго. Иствуд традиционно снимает очень быстро, в крайне сжатые сроки. Режиссёрский дебют «Сыграй мне туманно» (получивший в России спойлерную локализацию «Сыграй мне перед смертью») был снят всего за три недели! Такому стилю работы — полной и краткосрочной отдаче — его научил наставник и учитель режиссёрского мастерства Дон Сигел. Именно он убедил Иствуда не мучить актёров дублями и пересъёмками, доверяя их мастерству. За это, кстати, в будущем Клинту Иствуду не раз скажут спасибо все, кому довелось с ним поработать.

Кинокритика в 1971-ом отнеслась к Иствуду-постановщику благосклонно. Картину похвалили, назвав крепкой, добротной и ладной. Окрестить триллер выдающимся, как и большинство последующих лент Иствуда, поостереглись, но безошибочно угадали восходящую звезду развлекательного кино.

Никита Михалков — «Свой среди чужих, чужой среди своих» (1974)

Никита Михалков


Сегодня Михалков представляется нам чинным пожилым полным сил мужчиной с пышными усами и снисходительной улыбкой. Сегодняшний барин отечественного кинематографа начал свой долгий творческий путь ещё в 14 лет. Он снимался у Оганесяна, у Данелии, у старшего Бондарчука, у своего брата Андрея Кончаловского… В 1972 году 26-летний Михалков написал сценарий для первого советского рекламного кинофильма («Шоколад»), а в 1974-ом решился на собственный режиссёрский дебют.

Лента «Свой среди чужих, чужой среди своих» до сих пор остаётся одной из самых любимой публикой у Михалкова. Однако сразу после выхода далеко не все оценили её по достоинству. Постановщик и автор фильма вдохновлялся картинами Серджио Леоне, в особенности знаменитой «долларовой трилогией», и это с неудовольствием подметила пресса. По мнению критиков, лента вышла сумбурной, а герои слишком сильно напоминали американских ковбоев. Впрочем, были и не согласные с ними.

Сюжет своего истерна Михалков взял из реальной жизни — однажды ему на глаза попалась журнальная статья о поезде с золотом (конфискованным у буржуазии), следовавшем из Сибири в Москву. По пути его захватили белогвардейцы, у которых, в свою очередь, его отбили чекисты. Так родился рассказ «Красное золото», а позже и сценарий будущего фильма.

Рон Ховард — «Большое автоограбление» (1977)

Рон Ховард


Через две недели Ховард покажет в Каннах свою новую работу — спин-офф «Звёздных войн» о контрабандисте Хане Соло. И это крайне символично, потому что именно создатель космической саги Джордж Лукас подарил Ховарду актёрскую знаменитость. В 1973 году вышла молодёжная комедия «Американские граффити», в которой сериальному, по большей части, актёру Рону Ховарду досталась роль влюблённого выпускника Стива Боландера. В 1976-ом он снялся в фильме любимого Иствудом Дона Сигела «Самый меткий», а ещё через год завершил свою первую режиссёрскую работу — криминальную комедию «Большое автоограбление» (или «Большая автокража»). Это увлекательная история двух влюблённых, Паулы и Сэма. Первая — дочь богатых и уважаемых людей, последний — совсем не подходящий ей по статусу кавалер. Герои решаются на побег, предварительно угнав у отца Паулы его новенький Rolls-Royce. За беззаботной парочкой тут же начинается погоня.

Интересно, что оригинальное название режиссёрского дебюта Ховарда — Grand Theft Auto, а поклонники одноимённой серии игр традиционно хорошо отзываются о картине.

Уоррен Битти — «Небеса могут подождать» (1978)

Уоррен Битти


Американский актёр Уоррен Битти сыграл несколько знаковых ролей. Это он тот самый Клайд из «Бонни и Клайда», это он Дик Трейси из «Дика Трейси» и он же Багси Сигел из «Багси». Однако свой первый «Оскар» в 1982 году он взял именно за режиссуру, за фильм «Красные», получивший целых 12 номинаций (и в итоге три статуэтки). Символично, что за главную мужскую роль в этой же картине Битти был удостоен номинации, но в итоге проиграл Генри Фонде.

Первая лента Битти-постановщика также привлекла внимание американской киноакадемии и претендовала на получение «Оскара» сразу в восьми номинациях. Трагикомедия «Небеса могут подождать» — это лиричное размышление о жизни, смерти и любви в форме фантастической истории. Футболист Джо Пендлтон трагически погибает, но на небесах выясняется, что это произошло по ошибке. Джо должен вернуться на землю, но, вот беда, его тело уже кремировали. Он получает совсем другую жизнь — богача-магната. В новом теле Джо пытается вновь вернуться в большой спорт, а заодно влюбляется в прекрасную девушку.

Роберт Редфорд — «Обыкновенные люди» (1980)

Роберт Редфорд


Редфорд, как и Битти, был уже хорошо известным актёром, когда решил переместиться в режиссёрское кресло. И, как и Битти, он получил свой первый «Оскар» не за актёрский талант, а за постановку. Более того, Роберт Редфорд входит в число шести режиссёров, получивших награду американской киноакадемии за постановку своего дебютного фильма. До него были Делберт Манн и Джером Роббинс, а после — Джеймс Брукс, Кевин Костнер и Сэм Мендес.

Оскароносным дебютом стала драма «Обыкновенные люди», основанная на романе Джудит Гест. В основе сюжета — семейная трагедия. Чета Джареттов теряет старшего сына, а на младшего ложится неподъёмный груз вины за то, что не может заменить родителям брата. Те находят сыну психотерапевта, даже не подозревая, чем это обернётся. Главную роль в «Обыкновенных людях» исполнил актёр-дебютант Тимоти Хаттон, у которого незадолго до начала съёмок умер отец.

Сейчас Редфорд продолжает снимать своё кино и сниматься в сторонних проектах. В 2017 году он сыграл одну из главных ролей в драме от Netflix «Наши души по ночам».

Такеши Китано — «Жестокий полицейский» (1989)

Такеши Китано


Такеши Китано — легендарная фигура в киноиндустрии. Своенравный японец стал идолом для кинолюбов и настоящим кошмаром для журналистов. Кто ещё может запретить задавать себе определённые вопросы? А Китано смог, кулаками подкрепив свою убедительную точку зрения ещё в 1986-ом.

Среди таких запретных тем — расспросы об отце. Нарочитое игнорирование этого вопроса спровоцировало небезосновательные слухи о причастности старшего Китано к Якудза. Зачастую именно этим объясняется такая точность и тонкость в изображении японской мафии режиссёром.

Когда в 1989 году Китано выпустил свою первую картину «Жестокий полицейский», никто не удивился. На тот момент он был уже не только актёром, но и писателем, комедиантом, художником, телеведущим. Режиссёрский дебют подтвердил аксиому «талантливый человек талантлив во всём». Впрочем, в кресле постановщика Китано оказался совершенно случайно. Изначально его пригласили на главную роль, а вот относительно того, что произошло потом, достоверной информации нет. По официальной версии первый постановщик Киндзи Фукасаку заболел, и тогда продюсеры отдали ленту Китано. Тот же в свою очередь перекроил её до неузнаваемости. Сам он говорит иначе:

«Фукасаку-сан требовал от меня шестьдесят дней, я же мог предложить только сорок, да и то в те недели, когда не был занят на съёмках моих телепрограмм. Фукасаку не устраивал мой график. Тут-то я и высказал ему прямо в лицо, что за эти два месяца смогу снять фильм целиком. Фукасаку немедленно ушёл из проекта».

В любом случае, выход «Жестокого полицейского» оказался поворотным для Китано, он вошёл во вкус и продолжил заниматься режиссурой. Прямо сейчас он работает над картиной «Аналог».

Роберто Бениньи — «Ты беспокоишь меня» (1983)

Роберто Бениньи


Как и многие начинающие режиссёры-актёры, в своём первом фильме итальянец Бениньи сам исполнил главную роль. К этому моменту он уже был хорошо известен на родине как комедийный актёр, наследник традиций великого итальянского комика Тото.

Структурно «Ты беспокоишь меня» состоит из четырёх сюжетно независимых эпизодов. Объединяет их одна тема — в той или иной форме во всех них говорят о Боге. В комедийном альманахе снялась также жена Бениньи Николетта Браски.

Дебют был очень тепло принят как критиками, так и публикой. Правда за пределами родной Италии о Бениньи узнают несколько позже — в 1986-ом, после того, как он появится в картине Джима Джармуша «Вне закона».

Билли Боб Торнтон — «Отточенное лезвие» (1996)

Билли Боб Торнтон


Сниматься в кино Билли Боб Торнтон (вообще-то мечтавший стать музыкантом) начал в середине 80-х, но с крупными ролями ему отчаянно не везло. В 1992-ом он сыграл полицейского Рэя Малкольма в детективной драме «Один неверный ход», одним из сценаристов которой он сам и был. Это первое заметное появление на экране подарило ему нужные связи, и в 1996 году Торнтон выпускает свой собственный фильм по своему собственному сценарию с собой в главной роли. В нём рассказывается история вышедшего из психиатрической лечебницы мужчины, когда-то помещённого в клинику за убийство. Чужой для всех, он находит родственную душу лишь в лице мальчика, страдающего из-за своего жестокого отчима.

Успех «Отточенного лезвия» оказался ошеломительным. Пресса, продюсеры, киноакадемики недоумевали, как это они не заметили рождение такого таланта. А талант тем временем поставил на полку свой «Оскар» за сценарий и сумел, наконец, посвятить себя кино, отказавшись от необходимых до этого подработок продавцом бытовой химии и работником общепита.

После «Отточенных лезвий» Торнтон поставил ещё четыре несколько менее успешных фильма. Он также продолжает сниматься в кино. Среди последних его наиболее ярких актёрских работ — роли в фильме «Судья» и сериалах «Фарго» и «Голиаф».

София Коппола — «Девственницы-самоубийцы» (1999)

София Коппола


Творческий путь Софии был определён с самого детства. Будучи совсем маленькой, она снималась в картинах своего легендарного отца Фрэнсиса Форда Копполы. В частности, именно она была тем самым ребёнком, которого крестили в одной из сцен гангстерской драмы «Крёстный отец». Но и закончилась её актёрская карьера очень рано — в 1990 году, когда Софии ещё не было двадцати. Причиной тому послужила ожесточённая критика её появления в третьей части «Крёстного отца», где она заменила Вайнону Райдер. Последующие маленькие роли Софии Копполы в «Записках Манки Зеттерлэнда» и первом эпизоде «Звёздных войн» стали незаметным исключением из общего правила.

Однако совсем распрощаться с кинематографом девушка не могла, и в 1999 году вышел её первый (из пока что семи) полнометражный фильм «Девственницы-самоубийцы». Нежная и трагичная драма о юных убивающих себя девушках пришлась по вкусу зрителям и даже вошла в число десяти лучших фильмов 2000 года по мнению французского кинематографического журнала «Cahiers du cinéma». С первой же ленты начал формироваться режиссёрский стиль Софии Копполы. Лучи солнца сквозь зелёную листву, впервые появившиеся именно в этой картине, стали позже визитной карточкой постановщицы.

Джордж Клуни — «Признания опасного человека» (2002)

Джодж Клуни


В умах людей Джордж Клуни — в первую очередь актёр. На его счету несколько десятков ролей в фильмах и сериалах. В конце 80-х его заметили продюсеры сначала в комедийном хорроре «Возвращение помидоров-убийц», а сразу после — в ситкоме «Розанна». Настоящая актёрская карьера Клуни началась в 1994 году, когда он появился в сериале «Скорая помощь» в образе доктора Дага Росса. А большое кино открыл для него Роберт Родригез, пригласив на главную роль в культовой ленте «От заката до рассвета».

Высокий (180 см) привлекательный и талантливый Клуни быстро освоился в Голливуде, получая роли одну за другой. Актёр слыл одновременно секс-символом, ловеласом и закоренелым холостяком, что, безусловно, подогревало интерес к нему.

В начале нулевых Клуни отважился поставить собственный фильм, уже имея за плечами продюсерский опыт. Его дебютной картиной стал триллер «Признания опасного человека», основанный на автобиографической книге Чака Бэрриса — телеведущего и агента ЦРУ. На режиссёрское кресло до Клуни претендовали Аранофски и Сингер. Занявший его в итоге Клуни добавил в фильм целых две отсылки к своей тёте, актрисе и певице Розмари Клуни — в виде прямого упоминания и использования на титрах её песни.

Особых восторгов «Признания опасного человека» у критиков не вызвали, но заслужили одобрительных комментариев. Такая же судьба постигла и все последующие режиссёрские работы Клуни.

Джеймс Франко — «Обезьяна» (2005)

Джеймс Франко


Джеймс Франко совсем недавно исполнилось 40 лет. Выглядит он при этом значительно моложе, а его фильмографии могут позавидовать и старшие коллеги. Карьера Франко развивалась стремительно. В конце 90-х он начал сниматься в молодёжных комедиях (с которыми его почему-то продолжают упорно ассоциировать), а уже в 2001-ом он стал лауреатом «Золотого глобуса» за главную роль в байопике «Джеймс Дин». Он играл в кинокомиксах, в экранизация классики, в эпических драмах, хоррорах, в боевиках, мелодрамах, комедиях разной степени адекватности… Всего почти в 150 проектах! Он успел побывать оператором и монтажёром, продюсером и сценаристом, писателем и художником, преподавателем в университете (!) и, конечно же, режиссёром.

В 2005 году он выпустил свою авторскую комедию «Обезьяна» о семьянине, мнящем себя Достоевским и мечтающем о Пулитцеровской премии. Лента была раскритикована в пух и прах. Кинокритики в лучшем случае недоумевали, зачем и для чего снимался этот фильм, а в худшем подбирали самые нелестные эпитеты. Едкий уничижительный отзыв оставил, например, Кейт Эрбланд:

«…как бы Франко не развивал свой режиссёрский стиль (да, ему всё ещё интересно играть глупцов в фильмах друзей), он никогда не будет в состоянии стереть ранние этапы карьеры, в том числе „Обезьяну“, фильм, которому удаётся втиснуть Франко в худшую роль действительно странного произведения».

Сложно сказать, насколько эти высказывания задели Франко, но свою бурную деятельность он не приостановил ни на минуту. Его фильмы продолжают выходить до сих пор, а одна из последних работ (трагикомедия «Горе-творец») получила по большей части восторженные отзывы.

Анджелина Джоли — «Место во времени» (2007), «В краю крови и мёда» (2012)

Анджелина Джоли


Актриса, фотомодель и посол доброй воли ООН Анджелина Джоли входит в число самых популярных звёзд Голливуда. Именно её имя приходит на ум при слове «актриса», её же имя стало синонимом женской красоты. Её желание попробовать себя в режиссуре обсуждалось везде и всюду — от профильной до глянцевой прессы.

В 2007 году Джоли поставила документальную ленту «Место во времени», прохладно принятую в США и прошедшую совсем незаметно (режиссёрский дебют Джоли — незаметно!) за рубежом. Собравшись с силами, в 2012-ом она явила миру военную мелодраму «В краю крови и мёда». Премьера состоялась на Берлинском кинофестивале (вне конкурса), и зал затих на все два часа. Дебют назвали удачным, хотя оценки зрителей оказались ниже средних. Сейчас Джоли активно совершенствуется в режиссёрском мастерстве. В прошлом году вышла её драма «Сначала они убили моего отца», а теперь решается судьба фильма «Африка».

Бен Аффлек — «Прощай, детка, прощай» (2007)

Бен Аффлек

Бен Аффлек, как и его лучший друг Мэтт Дэймон, начал сниматься в кино ещё ребёнком. И если актёрский талант долго не приносил ему славы, то первый же написанный им сценарий («Умница Уилл Хантинг», в соавторстве с Дэймоном) получил «Оскар». Вспомнив об этом в середине нулевых, Аффлек решил адаптировать и экранизировать роман Денниса Лихэйна «Прощай, детка, прощай».

Напряжённый триллер восхитил как зрителей, так и критиков, его рейтинг на сайте Rotten Tomatoes составляет 94 %, а общемировые сборы составили 35 миллионов долларов (при бюджете в 19). Все, кто до этого подтрунивал над актёрским талантом Аффлека, в изумлении говорили, что ему нужно было сразу идти в режиссёры. Это стало сигналом для киностудий, наперебой начавших предлагать Аффлеку контракты. После «Прощай, детка, прощай» Аффлек снял ещё три картины, одна из которых — «Операция “Арго”» — получила в 2013 году сразу три «Оскара».

Фото: independent-magazinelatimesL!FEstarwars, GQ, Double Negative,
getty images, MGM Television,  Sputnik / Scanpix / LETAgourmetinsiderstyleinsider,  Depositphotos
   


Яна Крисюк